Disclaimer | Обратная связь | Поиск

Fantastic Factory

Интересное

  • Дагер и дагеротип
  • Пыль на матрице – что делать?
  • Магический узор
  • Как заработать на фотографиях?
  • История фото в России
  • Режимы съемки
  • Фотографируем животных
  • Весенний пейзаж
  • Съёмка воды
  • Новая история светописи
  • Основы фотоохоты
  • История цифровой фотографии
  • Макрофотография
  • Съёмка натюрморта
  • Советы макрофотоохотникам
  • Горы летом
  • Осенний пейзаж
  • Современный фотопортрет
  • Композиция снимка
  • Экспозиция для начинающих
  • Фототермины

  • А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л,
  • М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц,
  • Ч, Ш, Э, Ю, Я.
  • Полезное

  • Фотокомпозиция
  • Свет и освещение
  • Поэтика фотографии
  • Творческая фотография
  • Беседы о фотомастерстве
  • Фотографирование природы
  • Фотография. Вопросы и ответы
  • Как правильно фотографировать
  • Цифровая фотография в примерах
  • Цифровая фотография без Photoshop
  • Техника пейзажной фотографии
  • Теория и практика фотографии
  • Универсальный самоучитель
  • Как сделать портрет Монте
  • Сто путей к совершенству
  • Дагер, Ньепс, Тальбот
  • Прыгая с камерой
  • Пейзаж в кадре
  • Фотофишки
  • Информация


  • Композиция снимка

    Композиция снимкаПриступая к съёмке, фотолюбитель выбирает сюжет снимка и обдумывает его композицию. Под сюжетом подразумевается содержание снимка.

    Композицией называют построение изображения в кадре, расположение объектов, входящих в кадр. Содержание и композиция снимка взаимосвязаны: композиция должна наиболее полно раскрывать содержание.

    Найти композиционное решение для наиболее полного и выразительного раскрытия содержания снимка - одна из основных задач, возникающих перед фотолюбителем.

    Из массы второстепенного необходимо выделить главное, существенное для понимания смысла фотографии, так скомпоновать тональные массы, найти такое сочетание линий в кадре, чтобы снимок на плоском листе бумаги стал живым и объёмным, а все его элементы были подчинены единой цели - максимальному выявлению содержания тех мыслей и чувств, которые заложены в нём фотографом.

    Выделение смыслового центра - один из основных приёмов композиционного построения.


    Наиболее часто сюжетно-важный объект или деталь изображения располагают для этого в центре кадра или выделяют его резкостью на нерезком фоне. Если на снимке должно быть несколько предметов, то наиболее важные изображают крупнее, чем другие, используя разницу размеров для выделения сюжетно-важных предметов.

    Важнейшим из средств построения изображения в фотографии для выделения главного в кадре является освещение объекта съёмки. С помощью света передают фактуру предметов, их объёмные формы и глубину пространства. От освещения зависит тональность, которая во многом предопределяет степень эмоционального восприятия снимка.

    Объекты, приблизительно одинаковые по светлоте тона, мягкий световой рисунок без резких светотеневых переходов, приводят к решению снимка в светлой тональности. Сочетание объектов, резко контрастирующих между собой по светлоте тона, высокий контраст освещения, отсутствие полутоновых переходов создают тёмную тональность.

    Композиция снимка
    Композиция в темных тонах

    Выбор экспозиции также оказывает влияние на тональность снимка. Если проэкспонировать светочувствительный материал исходя из освещённости деталей изображения в светах, то они будут проработаны на позитиве, будет воспроизведена их фактура, но при этом детали изображения в теневых участках пропадут, усилится общая тёмная тональность снимка. Если определить экспозицию по теням, то детали в светах будут лишены проработки, а в тенях они будут хорошо проработаны, станут более светлыми по тону, следовательно, значительно уменьшится разница между предметами изображения по светлоте тона, снимок станет более светлым по тональности.

    Предметы окружающего мира воспринимаются в трёхмерном измерении, а изображение на снимке получается в двухмерном. Таким образом, одна из главных задач при съёмке заключается в воспроизведении объёмных форм предметов, глубины пространства. Одно из средств создания иллюзии глубины пространства - перспектива.

    Различают линейную и тональную перспективы. Основная закономерность линейной перспективы заключается в том, что параллельные линии по мере удаления от точки визуального восприятия кажутся сходящимися в одной точке, а фигуры и предметы уменьшаются в размерах, грани предметов, совпадающие с направлением луча зрения, кажутся короче.

    Закономерности тональной перспективы проявляются в том, что предметы, по мере удаления их от точки визуального восприятия, кажутся более светлыми по тону, чем предметы, расположенные на переднем плане, менее насыщенными по цвету, теряют чёткость очертаний и кажутся более удалёнными. Воздушная дымка, нечёткие очертания объектов, изменения насыщенности цветов и светлоты тона помогают создать иллюзию глубины пространства.

    Композиция снимка
    Этюд в светлых тонах

    Кроме того, этому способствует разделение изображения в кадре на планы. Если на втором плане фотографии воспроизведена лишь часть предмета, его фрагмент, другая же часть заслонена каким-либо предметом, то изображение данного предмета воспринимается нами как более удалённое.

    Закономерности тональной перспективы проявляются в том, что предметы, по мере их удаления от точки визуального восприятия, кажутся более светлыми по тону, чем предметы, расположенные на переднем плане, менее насыщенными по цвету, теряют чёткость очертаний и кажутся более удалёнными. Воздушная дымка, нечёткие очертания объектов, изменения насыщенности цветов и светлоты тона помогают создать иллюзию глубины пространства.

    Кроме того, этому способствует разделение изображения в кадре на планы. Если на втором плане фотографии воспроизведена лишь часть предмета, его фундамент, другая же часть заслонена каким-либо предметом, то изображение данного предмета воспринимается нами как более удалённое.

    Фотолюбитель должен иметь ввиду, что на перспективу изображения, а следовательно, и на воспроизведение глубины пространства оказывает влияние фокусное расстояние объектива.

    Длиннофокусные объективы уменьшают различие в масштабе объектов переднего и заднего планов, что приводит к значительному уменьшению ощущения глубины пространства на снимке. Широкоугольные (короткофокусные) объективы способствуют созданию эффекта преувеличенной глубины пространства, усиливают стремление параллельных линий сойтись в одной точке, то есть создают изображение с ярко выраженной линейной перспективой, а следовательно, и с более выраженной иллюзией глубины пространства.

    Выбор точки съёмки также влияет на передачу глубины пространства. Точку съёмки определяют следующие факторы: расстояние до объекта, направление, высота. По направлению оптической оси объектива относительно объекта съёмки точки съёмки делят на фронтальные, под углом, боковые. Фронтальные точки съёмки менее выразительны, перспектива на фотографиях, снятых с этих точек, как правило, ослаблена, отчётливо подчёркнут плоскостной характер изображения.

    По высоте точки съёмки можно подразделить на нормальные, верхние и нижние. Нормальные, слишком удалённые верхние и высокие точки съёмки позволяют получать относительно привычные перспективные изображения.

    Не менее выразительные возможности таит в себе приём ракурсной съёмки. Как правило, это связанно со съёмкой с нижней или верхней точки объектов, находящихся на близком расстоянии от фотоаппарата. При этом происходит резкое сокращение линий, обнаруживается их стремление сойтись в одной точке, сокращаются масштабы изображения деталей: расположенные на более близком расстоянии от фотоаппарата воспроизводятся в преувеличенном масштабе, более отдалённые - в непропорциональном, резко уменьшенном масштабе, то есть нарушаются естественные пропорции частей объекта съёмки. Однако следует помнить, что органическое сочетание ракурса с другими изобразительными средствами позволяет добиться выразительных изобразительных решений.

    Выбор точки съёмки во многом сопряжён с выбором момента съёмки. От выбора последнего зависит степень выразительности замысла, смысловая и содержательная структура снимка.

    Приёмы композиционного построения кадра бесконечно многообразны, здесь не может быть схем, пригодных на все случаи жизни. Иногда задачу решает неуравновешенная композиция или, скажем, отклонение от законов перспективы. Каждый конкретный замысел требует своего композиционного решения. Мастерство фотолюбителя в том и заключается, чтобы, умело используя выразительные средства (выделения главного в кадре, освещение, линейную и тональную перспективы, сочетание резких и не резких планов, тональных переходов, ритмических повторений деталей), создавать оригинальные композиции.

    При съёмке объекта фотолюбителю надо следить, чтобы детали фона не были чересчур контрастными, резкими, не создавали пестроты в кадре, ну и конечно же, чтобы в кадр не попали случайные предметы. Рецептов съёмки тех или иных сюжетов не существует - всё зависит от конкретных обстоятельств.

    П. С. Воробей



    Категория: Фотошкола | Дата: 29 октября 2008 | Просмотров: 10905 Версия для печати


    Другие новости по теме:

    На главную