Disclaimer | Обратная связь | Поиск

Fantastic Factory

Интересное

  • Дагер и дагеротип
  • Пыль на матрице – что делать?
  • Магический узор
  • Как заработать на фотографиях?
  • История фото в России
  • Режимы съемки
  • Фотографируем животных
  • Весенний пейзаж
  • Съёмка воды
  • Новая история светописи
  • Основы фотоохоты
  • История цифровой фотографии
  • Макрофотография
  • Съёмка натюрморта
  • Советы макрофотоохотникам
  • Горы летом
  • Осенний пейзаж
  • Современный фотопортрет
  • Композиция снимка
  • Экспозиция для начинающих
  • Фототермины

  • А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л,
  • М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц,
  • Ч, Ш, Э, Ю, Я.
  • Полезное

  • Фотокомпозиция
  • Свет и освещение
  • Поэтика фотографии
  • Творческая фотография
  • Беседы о фотомастерстве
  • Фотографирование природы
  • Фотография. Вопросы и ответы
  • Как правильно фотографировать
  • Цифровая фотография в примерах
  • Цифровая фотография без Photoshop
  • Техника пейзажной фотографии
  • Теория и практика фотографии
  • Универсальный самоучитель
  • Как сделать портрет Монте
  • Сто путей к совершенству
  • Дагер, Ньепс, Тальбот
  • Прыгая с камерой
  • Пейзаж в кадре
  • Фотофишки
  • Информация


  • Новая история светописи

    Полтора серебряных века безоговорочного лидерства солей серебра в истории светописи неожиданно закончились. Серебряная фотография сошла с дистанции, выражаясь спортивным языком, из-за утраты спонсоров. Классическая пленочная фотография по качеству пока еще не уступает цифровой фотографии, однако гиганты фотоиндустрии без борьбы признали поражение. Последние пятнадцать лет сосуществования пленочной и цифровой фотографии – миг по сравнению со 150-летней историей, тем более что историю, возможно, придется переписывать, и в новой истории этот миг станет еще короче.

    Новая история светописи


    История – по определению, это рассказ о прошлом, об узнанном. Она всегда зависит от автора и от той концепции, которую он хочет подтвердить, выстраивая череду фактов и пытаясь выявить их взаимосвязи и взаимное влияние. История техники обычно выглядит следующим образом. Сперва следует некое научное открытие, затем на базе него все, кому не лень, делают свои фантастические предложения по его использованию, потом, по прошествии значительного числа лет, наконец, делается устройство, которое работает на открытых принципах. На завершающем этапе, хотя большинство высказанных идей никакого реального влияния на появление устройства в железе не имели, историки начинают бурно обсуждать, какое из фантастических предложений положило начало данной отрасли техники.

    В любой истории очень часто нет ни явного начала, ни конца, это картинка из жизни. Мир существовал до того момента, с которого мы начали свое повествование, и он вряд ли закончится тот момент, на котором мы остановились в своем рассказе.

    Сегодняшняя история фотографии достаточно условна уже по формальным признакам. Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда французский физик Доминик Франсуа Араго (Dominique Francois Arago, 1786 – 1853) сообщил Парижской Академии Наук об изобретении, которое сделал художник и изобретатель Луи Жак Манде Дагер (Louis Jacques Mandé Daguerre, 1787 – 1851), - первом практически приемлемом способе регистрации изображения, названном дагерротипией. Спорным является не только то, что это был первый практически приемлемый способ регистрации, но и то, что эта дата имеет отношение к термину "фотография".

    Сам термин, вероятно, был впервые произнесен либо 25 февраля 1839 года берлинским астрономом Иоганном фон Мадлером (Johann Heinrich von Mädler, 1794 – 1874), либо 14 марта того же года Джоном Фредериком Уильямом Гершелем (John Frederick William Herschel, 1792 – 1871). В словарь же это слово попало только в 1878 году. Большинство сегодняшних учебников фотографии, рассказывая об изобретениях, с ней связанных, акцентируют свое внимание на химических процессах. Таким образом, мы имеем достаточно подробную историю галоген-серебряного способа регистрации изображения, называемого фотографией.

    Сегодня, когда одним из самых популярных способов регистрации изображения стала цифровая фотография, оказывается, что на передний план выходят совсем другие линии этой истории, о которых я и попытаюсь рассказать. Некоторые из них, как, например, телевидение имеют свою, достаточно хорошо документированную историю, другие, такие как фототелеграф, мало известны. В обоих случаях историки обращали основное внимание на возможность передачи изображения, желательно движущегося, и оставляли в тени те устройства, где была реализована только регистрация изображения, но возникли проблемы с передачей на расстояния. Исходя из того, что в светописи надо зарегистрировать изображение, а не передать его, и на историю телевидения можно взглянуть совсем под другим углом.

    Итак, предметом "новой истории" являются три процесса, без которых невозможна регистрация изображения:

    Первое, получение изображения предметов на плоскости.
    Второе, регистрация полученного изображения чувствительным к свету процессом.
    Третье, фиксирование полученного результата, если не для потомков, то хотя бы для возможности рассмотреть его на следующий день.

    Хронология событий, связанных с получением изображения

    В данной статье я отмечу только некоторые ключевые моменты, причем их выбор и приоритеты иногда субъективны. К устройствам, связанным с процессом создания изображения для регистрации, я отношу оптическую систему, механические устройства для фокусировки, затворы, экспонометрические системы для определения выдержки и диафрагмы, а также осветительные системы, сопряженные с аппаратом.

    Получение изображения ведет свое начало с камеры-обскуры, дата рождения которой теряется веках. Тюремные камеры без окон, но с щелями в стенах существовали, вероятно, несколько тысячелетий тому назад, и если расшатать стены и сбежать не удавалось, то оставалось только наблюдать за движением изображения солнца на противоположной стене.

    Одна из первых линз в камере-обскуре была установлена Джероламо Кардано (Gerolamo Cardano Cardan, 1506 – 1576) в 1550 году. Современную же историю оптической системы фотоаппарата, вероятно, следует отсчитывать от 1812 года, когда Уильям Хайд Волластон (William Hyde Wollaston, 1766 – 1828) опубликовал сообщение о применении в камере-обскуре положительного мениска – вогнуто-выпуклой линзы. Или с 1816 года, когда Жозеф Нисефор Ньепс (Joseph Nicéphore Niepse, 1765 – 1833) применил камеру ящичного типа с простой сферической линзой и ирисовой диафрагмой. Все дальнейшие события, связанные с развитием оптической системы, имеют непосредственное отношение ко всем современным системам регистрации изображения.

    В 1818 году, занимаясь реорганизацией маяков, Огюстен Жан Френель (Augustin-Jean Fresnel, 1788 – 1827) предложил принципиально новый способ маячного освещения, использующий линзу, состоящую из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму призм специального профиля. Сегодня без линзы Френеля не обходится почти ни одна вспышка, а без нее трудно представить современный фотоаппарат. Родственные конструкции последнее время используются и в некоторых фотографических объективах.

    В 1824 году Йозеф Фраунгофер (Joseph Fraunhofer, 1787 – 1826) изготовляет ахроматический телескоп-рефрактор "Большой Фраунгофер".

    В 1828 году ахроматические линзы (склейка из двух линз) были использованы в ландшафтном объективе Шарлем Шевалье (Charles Chevalier, 1804 – 1859).

    В 1840 году выпущена фотокамера конструкции Пьера-Армана Сегье (Pierre-Armand Séguier, 1803 – 1876) с кожаным приспособлением для наводки на фокус (масса камеры - 14 кг)

    В 1840 году Йозеф Петцваль (Józeph Miksa (Max) Petzval, 1807 – 1891) разработал свой портретный объектив, который представлял собой комбинацию из пары двойных ахроматических линз, его относительное отверстие достигало 1:3,7, поле зрения 12°.

    В 1841 году один из братьев Годен (Gaudin) выпустил камеру, оснащенную линзой с малым фокусным расстоянием.

    В 1841 году Фойхтлендер (Peter Wilhelm Friedrich of Voigtlaender, 1812 – 1878) сконструировал конусообразную металлическую камеру для дагерротипии, снабженную портретным объективом Петцваля и укрепленную на переносном штативе (выдержка на солнечном свету - около 1 мин.)

    В 1843 году Иозеф Пухбергер (Joseph Puchberger) запатентовал панорамную камеру с вращающимся объективом с ручным приводом, в котором использовались изогнутые дагерротипные пластинки длиной от 19 до 24 дюймов. Камера имела объектив с фокусным расстоянием 8 дюймов и создавала картинку с углом охвата 150 градусов.

    В 1844 году Фридрих фон Мартенс (Friedrich von Martens, 1809 – 1875), немец, живший в Париже, разработал дагерротипную панорамную камеру для цилиндрически изогнутых пластин размером 4,7 х 15 дюймов, захватывающую поле зрения 150o. В 1845 году он снял дошедшую до наших дней панораму Парижа.

    В 1844 году Людвиг Фердинанд Мозер (Ludwig Ferdinand Moser, 1805 – 1880) создал первый стереоскопический фотоаппарат для дагерротипии.

    В 1847 году Сергей Львович Левицкий (1819 – 1898) впервые сконструировал камеру с мехами для удобства наводки на фокус.

    В 1849 году Дейвид Брюстер (David Brewster, 1781 – 1868) изготовил стереофотоаппарат.

    В 1851 году Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot, 1800 – 1877) предпринял первую успешную попытку использовать электрический разряд лейденской банки для съемки быстродвижущихся объектов. А в следующем 1852 году он получил английский патент на применение растра между негативом и слоем позитивного изображения. Эту дату отметим, как первое упоминание растра в истории фотографии. В сегодняшней цифровой фотографии практически все изображения растровые.

    В 1855 году Джеймс Клерк Максвелл (James Clerk Maxwell, 1831 – 1879) разработал основы аддитивного синтеза в цветной фотографии. В отличие от работ Беккереля этот метод цветной фотографии называют субъективным, и я его отношу к процессу получения, а не регистрации изображения. Мы получаем три изображения и регистрируем их стандартным образом.

    В 1857 году Й.Петцваль и Карл Дитцлер (Carl Dietzler) выпустили первый объектив для ландшафтных съемок – ортоскоп.

    В 1861 году Максвелл первый экспериментально доказал возможность передачи натуральных цветов путём аддитивного сложения трёх частичных изображений - красного, зелёного и синего.

    В 1862 году Луи Дюко дю Орон (Louis Ducos du Hauron, 1837 – 1920) создал основы субтрактивного метода цветной фотографии.

    В 1866 году Адольф Гуго Штейнгель (Steinhell) рассчитал универсальный апланат - симметричный объектив из двух ахроматических линз. Объектив выпускался на заводе его отца Карла Августа Штейнгеля. Формулы для расчета апланата были предложены Зейделем (Philipp Ludwig von Seidel, 1821 – 1896).

    В 1868 году Л. Дюко дю Орон получил патент на изготовление снимков в натуральных цветах и в 1869 г. представил опытные образцы: он получал частичные негативы через три светофильтра основных цветов, печатал позитивные изображения пигментным способом в дополнительных цветах и, совмещая, получал многоцветное изображение.

    В 1869 году Шарль Кро (Charles Cros, 1842 – 1888) опубликовал аналогичный способ цветной фотографии, разработанный им независимо от Дюко дю Орона. Описание он представил во Французскую Академию наук ещё в 1867 г.

    Таким образом, хотя начало субъективной цветной фотографии (воспроизведение не цвета, а световых ощущений) можно отсчитывать и с 1855 года с работ Максвелла, но практическое воплощение она получила только к 1868 году, причем идея созрела и была независимо реализована как Дюко дю Ороном, так и Кро. Так что я бы сказал, что датой рождения субъективной цветной фотографии все же стоит считать именно 1868 год.

    Вопрос приоритета на самом деле не очень существенен и трудно разрешим, так как в случае научной публикации рассматривают дату публикации, а в случае патента – дату не публикации, а подачи заявки. Объективная цветная фотография зародилась существенно раньше, в 1847 году, но практической реализации этой идеи еще придется ждать до 1891 года. Реализация этого метода потребовала существенно больше времени, чем субъективная цветная фотография.

    В восьмидесятых годах немецкий химик Фридрих Отто Шотт (Friedrich Otto Schott, 1851 – 1935) освоил производство "нового йенского стекла" (баритовый крон, баритовый флинт, тяжелый крон), что существенно расширило возможности разработчиков объективов, и результаты не заставили себя ждать. В 1891 году по схеме, предложенной Паулем Рудольфом (Paul Rudolph, 1858 – 1935), фирмой Цейс был выпущен объектив Протар (Protar), в 1896 году – Планар (Planar) и в 1902 году – Тессар (Tessar). Трехлинзовый анастигмат типа "триплет", разработан в 1893 г. в Англии Тейлором (Harold Dennis Taylor, 1862 – 1943) для фирмы Кук (Cooke of York) .

    В 1882 году С.A. Юрковский (? – 1901) изобрел моментальный затвор, а в 1883 году - затвор при пластинке (шторно-щелевой).

    В 1886 – 1887 годах Вячеслав Измайлович Срезневский (1849 – 1937) создал фотоаппарат для воздушного фотографирования, съемки под водой и регистрации солнечных затмений.

    В 1888 – 1889 годах Джордж Истмен (George Eastman, 1854 – 1932) разработал и выпустил камеру ящичного типа (бокс-камеру) с роликовой сенсибилизированной бумагой на 100 снимков. Это, конечно, больше относится к серебряной фотографии, однако это событие сродни изобретению пулемета: стала доступна относительно скоростная съемка, а скорострельность сегодня - одна из основных характеристик репортерского цифрового аппарата.

    В 1892 году Макдоноу (Mcdonough) получил американский патент на четырёхцветный растр из окрашенных зёрен шеллака на целлулоидной подложке для аддитивной цветной фотографии.

    В 1893 году Шоффур (Chauffour) разработал магниевую лампу-вспышку с электрическим поджогом, которая представляла собой стеклянный шар с магниевой проволокой, наполненный кислородом. Она использовалась Луи Бутаном (Louis Boutan) для подводной фотографии.

    В 1894 году Джон Джоли (John Joly, 1857 – 1933) предложил трёхцветный растр в виде окрашенных линий, нанесённых на стеклянную пластинку, и описал способ получения диапозитива в натуральных цветах, напечатанного с негатива при съёмке через растр и рассматриваемого через тот же растр.

    В 1897 году Дюко дю Орон предложил способ "трипак" в виде комбинации трёх слоёв с двумя промежуточными светофильтрами, который применяли для аддитивной цветной проекции.

    В 1899 году И.Поляков взял патент на фотокамеру с автоматическим регулированием выдержки.

    В 1900 году Истмен выпустил в продажу панорамную пленочную камеру с вращающимся объективом и щелевым затвором, позволявшим производить моментальные снимки.

    В 1904 году А.А.Поповицкий взял патент на зеркальные объективы и фотокамеру с отражательным зеркалом.

    В 1907 году братья Люмьер (Jean-Louis Lumiere, 1864 – 1948; Auguste Lumiere, 1862 – 1954) выпустили пластинки "Автохром" с трёхцветным растром из крахмальных спрессованных зерен, находящихся под эмульсионным панхроматическим слоем. Это событие относится в равной мере как к получению трех составляющих цветного изображения, так и к его регистрации, что уже является предметом истории другого процесса.

    В 1913 году фабрика Педжет выпустила в продажу специальный трёхцветный растр, который прижимался к диапозитиву, напечатанному с негатива, снятого через этот растр.

    В 1919 году Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 – 1944) получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трех негативов через соответствующие светофильтры. Можно считать, что это прямой предок современной трехматричной системы, активно использующийся в видеокамерах и отдельных фотокамерах.

    В 1923 году фирма "Агфа" начала выпуск пластинок "Агфаколор" с трехцветным мозаичным растром.

    В 1924 году фирма "Лейтц" начала производство 35мм малоформатных фотоаппаратов.

    В 1924 году фирма лондонская фирма Бек (Beck of London) изготовила объектив, известный под названием Hill Sky Lens и предназначенный для съемки одним кадром всей небесной полусферы в метеорологии и астрономии. Это был, вероятно, первый объектив Рыбий глаз.

    В 1934 году введена немецкая сенситометрическая система ДИН (DIN).

    В 1935 году Михаилом Михайловичем Русиновым (1909 – 2004) была предложена система с наружным дисперсионным и внутренними коллективными элементами. Им была создана серия объективов Руссар и Гидроруссар, предназначенных для подводной фотосъемки. На воздухе они имели угол зрения до 120 градусов. Возможно, то, что широкоугольные объективы разрабатывались вначале специально для подводной съемки, и привело к возникновению популярного ныне термина "Рыбий глаз". Вклад Русинова в развитие оптики оценен четырьмя Государственными премиями (1941, 1949, 1950 и 1967) и Ленинской премией (1982) за создание широкоугольных объективов 3,4 и 5 поколения для картографирования. Первая, 1941 года, - за создание объективов Руссар, в которых использовано явление аберрационного виньетирования. А последняя, в 1967 году, – за разработку широкоугольных гидросъемочных объективов.

    В 1936 году в Советском Союзе выпущен первый в мире 35мм однообъективный зеркальный фотоаппарат «Спорт» (ГОМЗ), который разработал в 1935 году А.О.Гельгар. В том же году в Германии выпущена зеркальная камера Kine Exacta.

    В 1939 году Гарольд Эджертон (Harold Edgerton, 1903 – 1990) изготовил вспышку на основе ксеноновой трубки и разработал метод поджига лампы-вспышки от затвора фотоаппарата.

    В 1941году Дмитрий Дмитриевич Максутов (1896 – 1964) изобрел новую катадиоптрическую систему, т.е. объединяющую преломляющие и отражающие элементы, разработал менисковые системы оптических приборов, состоящие из линзовых и зеркальных оптических элементов. Он стал лауреатом Государственной премии в 1941 и в 1946 годах.

    В 1946 Френк Бэк (Frank Gerhard Back, 1902 – 1983) изготовил объектив для 16 мм кинокамеры с переменным фокусным расстоянием 17,5 – 70 мм.

    В 1947году введена американская система АСА, модернизированная в 1960 г.

    В 1948 году Френк Бэк запатентовал объектив с изменяемым фокусным расстоянием, и основал компанию по производству панкратических кинообъективов "Zoomar". Изначально звукоподражательное слово "zoom" означало приближающийся или удаляющийся звук, жужжание.

    В 1959 году Френк Бэк разработал Voigtländer Zoomar 2,8/36 – 82, - объектив с переменным фокусным расстоянием для 35 мм фотокамер.

    В 1958 году Пауль Метц (Paul Metz, 1911 – 1993) выпустил вспышку Mecablitz 100 с транзисторным преобразователем постоянного напряжения. Вспышка стала практически полностью идентичной тем, которые встроены в сегодняшние цифровые аппараты.

    В 1976 году выпущена согласованная автоматическая лампа-вспышка (Canon-Speedlite 155А) для фотоаппарата Canon AE-1, которая при установке в обойму функционально связывалась с камерой посредством дополнительных управляющих контактов.

    В 1985 году фирма Minolta выпустила автофокусную зеркальную камеру Minolta 7000.

    В 1996 году проявилась автофокусная камера Contax AX, позволявшая работать с обычными объективами. В этом аппарате перемещается вся начинка камеры относительно объектива.

    В 2000 году фирма Canon анонсировала объектив EF 400 mm f:4 DO IS USM c дифракционными оптическими элементами.

    В 2004 году фирма Casio создала объектив с применением оптически прозрачных керамических линз LUMICERA, производства компании Murata Manufacturing Co., Ltd. Объектив установлен в камеру CASIO EXILIM EX-S100.

    Продолжение..



    Категория: История фотографии | Дата: 8 марта 2009 | Просмотров: 8494 Версия для печати


    Другие новости по теме:

    На главную