Disclaimer | Обратная связь | Поиск

Fantastic Factory

Интересное

  • Дагер и дагеротип
  • Пыль на матрице – что делать?
  • Магический узор
  • Как заработать на фотографиях?
  • История фото в России
  • Режимы съемки
  • Фотографируем животных
  • Весенний пейзаж
  • Съёмка воды
  • Новая история светописи
  • Основы фотоохоты
  • История цифровой фотографии
  • Макрофотография
  • Съёмка натюрморта
  • Советы макрофотоохотникам
  • Горы летом
  • Осенний пейзаж
  • Современный фотопортрет
  • Композиция снимка
  • Экспозиция для начинающих
  • Фототермины

  • А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л,
  • М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц,
  • Ч, Ш, Э, Ю, Я.
  • Полезное

  • Фотокомпозиция
  • Свет и освещение
  • Поэтика фотографии
  • Творческая фотография
  • Беседы о фотомастерстве
  • Фотографирование природы
  • Фотография. Вопросы и ответы
  • Как правильно фотографировать
  • Цифровая фотография в примерах
  • Цифровая фотография без Photoshop
  • Техника пейзажной фотографии
  • Теория и практика фотографии
  • Универсальный самоучитель
  • Как сделать портрет Монте
  • Сто путей к совершенству
  • Дагер, Ньепс, Тальбот
  • Прыгая с камерой
  • Пейзаж в кадре
  • Фотофишки
  • Информация


  • Фотограф Максим Дмитриев

    Говорят, в Горьком (Нижний Новгород) после войны появились парники, застекленные негативами. Страшно в это поверить, хотя, к сожалению, поверить можно, зная о нашем безжалостном порой отношении к истории своей страны.

    Фотограф Максим Дмитриев
    Максим Петрович Дмитриев (1858—1948). Русский фотограф XIX — XX веков, основоположник жанра публицистической фотожурналистики, член Русского фотографического общества


    К счастью, в архиве Горьковской области сохранилось более 12 тысяч фотографий и негативов великого нижегородского фотографа Максима Петровича Дмитриева — бесценная коллекция и по своей обширности, и по разнообразию материала, и по сохранности, а ведь ей почти сто лет. И как до обидного мало опубликовано!

    Фотограф Максим Дмитриев
    Максим Дмитриев. Ложкарное производство в селе Дьянове Семеновского уезда. 1897 г.

    Максим Дмитриевич родился в 1858 году в Тамбовской губернии. Его матерью была дворовая девушка. На втором году жизни был отдан бездетному крестьянину на Рязанщину, там прошло его детство, он окончил церковно-приходскую школу и начал зарабатывать себе на жизнь.

    В 14 лет мать забирает его и отвозит в Москву, определив в подмастерья к фотографу Настюкову. Начав с мытья стекол для негативов, мальчик довольно быстро проходит все этапы фотографической «карьеры» и в 16 лет уже в качестве фотографа попадает на знаменитую нижегородскую ярмарку; здесь он знакомится с А. 0. Карелиным, ставшим его первым настоящим учителем.

    Максим дмитриевПотом были воскресные уроки в Строгановке, самостоятельные упорные занятия, работа у нижегородского фотографа Лейбовского, попытки открыть собственную студию, работа фотографом-лаборантом у Карелина (эти годы Дмитриев считал лучшими в своей жизни), скитания по другим фотографическим ателье.

    Наконец в 1886 году он становится владельцем собственного павильона. А уже через два года Дмитриев успешно выставляет свою «волжскую коллекцию» на самых престижных фотографических выставках в России.

    Фотограф Максим Дмитриев

    Фотограф Максим Дмитриев
    Максим Дмитриев. Больные тифом. Из серии «Неурожайный 1901 — 1902 г. в Нижегородской губернии».

    Он посещал художественные выставки, изучал историю искусства, встречался с молодыми учителями, художниками, литераторами, серьезно занимался музыкой (даже подумывал о карьере профессионального музыканта) и, конечно же, рос как фотограф. Свое дело он начал уже человеком образованным, интеллигентным, достаточно предприимчивым, в совершенстве владевшим фотографическим ремеслом.

    Обычные люди всегда был главными героями его фотографий. Впервые с особой силой это проявилось в серии «Неурожайный 1891 — 1892 год в Нижегородской губернии», изданной им в виде альбома в своей фототипной мастерской. Это социальный документ, необыкновенный по своей драматичности.

    Он настолько правдив во всех своих деталях, что его кажущаяся протокольность не мешает ему подняться до уровня художественного обобщения. Бедственное положение российского крестьянства показано Дмитриевым столь отчетливо, без прикрас, что разойдясь по стране, альбом способствовал сбору средств в помощь голодающему населению Поволжья.

    Фотограф Максим Дмитриев
    Максим Дмитриев. Колокольные ряды на Нижегородской ярмарке 1890-е гг.

    Известно, что в это же время американец Джекоб Риис публиковал в «Нью-Йорк трибюн» фотографии «бандитских» кварталов города и добился закрытия самых злачных ночлежек, став тем самым, по выражению губернатора Т. Рузвельта, «самым полезным гражданином города».

    Дмитриев, естественно, не заслужил столь же лестной оценки своего труда со стороны властей, скорее наоборот, хотя его альбом и был допущен к печати цензурой, в обществе раздавались голоса протеста против «реальной школы» Дмитриева.

    Фотограф Максим Дмитриев
    Максим Дмитриев. Из серии «Нижегородские босяки». Перед казенной винной лавкой. 1910-е гг.

    В 1894 году фотограф решает отснять Волгу от Рыбинска до Астрахани. Результат только двух месяцев работы — 1200 негативов размером от 18x24 см до 50x60 см.

    Дмитриев завершает эту работу в 1903 году. В громадной коллекции фотографий — пейзажи реки, виды городов и их достопримечательности, типы жителей Поволжья едва ли не всех национальностей.

    Фотограф Максим Дмитриев
    Максим Дмитриев. Типы старообрядцев. 1897 г.

    В 1897 году Дмитриев пополняет эту коллекцию фотографиями, снятыми в заволжских лесах — местах, описанных П. Мельниковым-Печерским.

    «Верхнее Заволжье — край привольный. Там народ досужий, смышленый и ловкий. Таково Заволжье сверху от Рыбинска вниз до устья Керженца... Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры как зачиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сыстари на чистоте стоит, — какова была при прадедах, такова хранится до наших дней. Добрая сторона, хоть и смотрит сердито на чужанина».

    Немалых трудов стоило Дмитриеву войти в доверие к этим людям, получить разрешение на съемку раскольничьих скитов, монастырей, священных захоронений. Необыкновенно выразительны портреты старообрядцев — молодых и старых, одиночные и групповые, в окружении вековых лесов и древних построек.

    Фотограф Максим Дмитриев
    Максим Дмитриев. Странницы — мордовки. 1904 г.

    Интереснейшая тема в творчестве Дмитриева — нижегородские босяки.

    «Вообще русский босяк — явление более страшное, чем мне удалось сказать, — писал М. Горький, — страшен человек этот прежде всего и главнейше — невозмутимым отчаянием своим, тем, что сам себя отрицает, извергает из жизни».

    Фотографии Дмитриева — тому подтверждение. Нищие, старьевщики, странники, сезонные рабочие; среда их обитания — ночлежные дома, булыжные мостовые, речные причалы, помойки.

    Правдиво показав «дно» русского общества, фотограф сделал серию самых точных иллюстраций к произведениям писателя. Не случайно Горький использовал этот материал, готовя к постановке свою пьесу «На дне» в Московском художественном театре.

    Фотограф Максим Дмитриев
    Максим Дмитриев. Добровольный санитарный отряд. Из серии «Неурожайный 1901 — 1902 г. в Нижегородской губернии».

    Наконец Дмитриев запечатлел практически весь Нижний Новгород, все крупнейшие события, проходившие в нем в это время.

    Целая коллекция фотографий посвящается знаменитой нижегородской ярмарке, которую он снимал каждый год начиная с весеннего затопления ее павильонов водами Оки и Волги. Фотографии передают атмосферу этого шумного торжища, экзотичность его торговых рядов и балаганность развлечений.

    Фотограф Максим Дмитриев
    Максим Дмитриев. Старообрядческая домовая молельня. 1897 г.

    Дмитриев снимал приезд Николая II в Нижний Новгород, губернаторов и дворян, полицию и суд, городскую управу, банки, учреждения, промышленность, все районы города, его архитектурные и исторические памятники, смотр войск нижегородского гарнизона и манифестации, культурную жизнь города и многое-многое другое.

    Значение труда Максима Дмитриева трудно переоценить. Ведь практически все стороны жизни того периода нашли отражение в фотографиях мастера.

    Андрей Баскаков
    Источник

    ***

    Информация по теме: Эти и другие фотографии Максима Петровича Дмитриева в большем разрешении здесь.



    Категория: Мастера | Дата: 7 октября 2013 | Просмотров: 2185 Версия для печати


    Другие новости по теме:

    На главную