Предисловие к русскому изданию

В наше время, когда много делается для защиты окружающей среды и все новые раритеты вносятся в «Красную книгу», непрерывно возрастает интерес к сохранившемуся многообразию природы. Об этом свидетельствуют огромные тиражи научно-популярных, хорошо иллюстрированных книг и альбомов, а также специальных научных изданий, посвященных флоре и фауне. Наглядный пример тому являют собой книги Дж. Даррелла, Б. Гржимека и многих других авторов, моментально исчезающие с прилавков магазинов.

Такие издания отчасти заменили нам памятного всем классического «Брема» и отличаются от него не только характером изложения, но и обилием превосходных, как правило, цветных, сделанных в тюлевых условиях снимков, что придает изложению подлинную документальность. Современного читателя, привыкшего к высокому уровню исполнения полиграфических работ, не удивишь превосходно выполненными фотографиями любого жанра, и только специалист или фотограф, которые хотя бы однажды попытались сфотографировать дикое животное в естественной для него среде обитания, могут оценить те титанические усилия, без которых немыслима фотосъемка живой природы. Некоторые фотографии, такие, кстати, есть и в этой книге, кажутся поистине фантастическими, и объяснить их появление лишь одной удачей не представляется возможным. Получение подобных снимков предполагает выполнение по крайней мере трех на первый взгляд простых требований.

Во-первых, фотограф должен хорошо знать природу и прежде всего характер поведения ее различных представителей. Другими словами, он должен быть в определенной степени специалистом в области, относящейся к выбранным им сюжетам.

Во-вторых, фотограф должен безгранично любить природу и все ее составляющие. Это в свою очередь означает, что абсолютным критерием его поведения должна стать безопасность природы во всем ее многообразии. Эта важнейшая мысль пронизывает всю книгу Престона-Мэфема Автор убежден, что даже совершенно уникальный снимок не может служить оправданием гибели животного или редкого растения. Не только преступник-браконьер, но и вполне «законный» охотник, видящие природу сквозь призму наживы или азарта, никогда не смогут стать истинными мастерами фотоохоты, которая предполагает «всего лишь» активное созерцание природы.

Однако и самая, казалось бы, безобидная фотосъемка, но производимая неопытным или незнающим фотографом, может нанести невосполнимый ущерб окружающей среде. Это может быть усиление фактора беспокойства, в результате которого птица покинет гнездо с насиживаемой кладкой, или «расшифровка» убежища животного для хищника или браконьера. В азарте съемки фотограф-любитель может вытоптать окружающие растения, что приведет к гибели единственного раритетного объекта съемки. Наконец, может пострадать и сам фотограф — попасть в болото, скатиться с крутого обрыва или не заметить ядовитую змею и таким образом оказаться жертвой собственной невнимательности.

В-третьих, фотограф должен обладать безграничным терпением, неутомимостью спортсмена, выдержкой и предельной собранностью, скрупулезной пунктуальностью. Чтобы сфотографировать «жалкого комарика», автор был вынужден более часа простоять на корточках, а чтобы передать всю прелесть маленькой ящерки — лежать на солнцепеке на острых камнях.

Само собой разумеется, что фотограф живой природы должен иметь хорошее зрение и в совершенстве владеть всеми приемами современной фотографической техники. Иногда, замешкавшись буквально на долю секунды, можно упустить, быть может, единственную возможность сделать действительно стоящий снимок. Чтобы избежать подобных неудач, необходим опыт, опыт и еще раз опыт. Естественно, что никакая книга не может заменить его, но, следуя практическим советам автора, можно избежать ошибок, которые неоднократно совершали другие.

Специальные книги по фотографированию живой природы и фотоохоте — редкость, и поэтому выход в свет книги Престона-Мэфема является настоящим подарком как фотографам-любителям, так и любителям природы. Главная особенность данной книги состоит в том, что автор постоянно подчеркивает и убедительно демонстрирует доступность фотосъемки живой природы для самых широких кругов фотографов, несмотря на специфичность и трудность жанра. Материал излагается в виде четких практических указаний по отдельным видам сюжетов от низших растений до млекопитающих. При этом основное внимание уделяется описанию особенностей объекта съемки и лишь потом даются рекомендации относительно использования того или иного типа фотографического аппарата, объектива, вспышки и т. д.

По глубокому убеждению автора, увлечение чистой техникой мешает фотографу, отвлекает его от плодотворного поиска сюжета. Сам автор обходится минимальным, хотя и очень высококачественным фотографическим оборудованием, и возможности такого «самоограничения» демонстрируются сделанными им снимками. Хорошая оптика и умелое использование вспышки — вот основной подход к решению самых разнообразных изобразительных задач.

Следует заметить, что для автора фотосъемка живой природы не является самоцелью; она обязательно сочетается с ее научным содержанием: как минимум — с документальностью информации, как максимум — с передачей эмоций, характера поведения объекта съемки или новых сведений о нем. При такой постановке вопроса техника фотосъемки становится творчеством, а фотография — произведением искусства.

Неотъемлемым этапом работы фотографа, специализирующегося на съемках объектов живой природы, является идентификация объекта, определение его принадлежности к конкретной систематической группе. Такого рода работы практически невозможны без участия биолога-профессионала.

Таким образом, предлагаемая вниманию читателя книга представляет не только чисто познавательный интерес типа «книги с прекрасными цветными картинками», которую в свое время подарил Буратино папа Карло. На наш взгляд, она призвана привлечь широкие круги фотографов к интересной области фотографии, в которой каждый новый успех бесценен (а подчас и неповторим), поскольку он обогащает наши знания о природе, частью которой являемся мы сами.

Т. П. Коробкова, А. В. Шеклеин