Предисловие

Данная книга предназначена для самых разных по степени подготовки читателей, в том числе и для таких, которые только начинают свое знакомство как с живой природой, так и с техникой и искусством фотографирования. Поэтому в книге наряду с многочисленными практическими рекомендациями по технике фотографирования объектов живой природы содержатся основополагающие сведения относительно жизни растений и животных.

В мире растений и животных первостепенное значение имеет цвет. Яркая окраска цветов служит "приманкой" для опыляющих насекомых, кричащее оперение самцов птиц привлекает к ним внимание самок, а защитная окраска насекомых позволяет последним слиться с окружающей средой. В связи с этим при фотосъемке объектов живой природы большинство фотографов используют только цветную фотографическую пленку. Учитывая этот факт, автор рассматривает технику исключительно цветной фотографии.

Фотосъемка растений или животных может быть обусловлена различными причинами. Одних, в первую очередь специалистов, интересуют цвет, форма и поведение живых организмов. Других привлекает возможность с помощью фотографий или слайдов постоянно возвращаться в те места (например, в Восточную Африку или на Галапагосские острова), которые посещались во время путешествий. Наконец, многие занимаются фотографированием живой природы просто потому, что получают от этого огромное удовлетворение. Однако нередко фотографирование растений и животных является также средством к существованию или способом добиться широкого признания путем публикации своих фоторабот.

На протяжении всей книги обсуждение тех или иных способов фотосъемки объектов живой природы сопровождается документальным материалом - фотографиями, выполненными автором. Эти фотоработы являются наглядным свидетельством того, что фотография живой природы, так же как и любая другая область фотографии, немыслима без творческого подхода, без известной доли воображения и фантазии. От них зависят композиция кадра и связанные с ней естественность и достоверность изображенного на фотографии.

В поисках объекта съемки фотографу живой природы приходится бывать в необычных, экзотических природных районах. Поэтому, даже если фотографии не получились, время, проведенное в поисках и исследовании растений и животных, нельзя считать потерянным.

Однажды автор обнаружил статью, которая начиналась так: "Не понятно, зачем создавать себе лишние волнения и неудобства и становиться на четвереньки, чтобы сфотографировать насекомое в полевых условиях, когда это можно сделать чуть ли не у себя дома?". Совершенно очевидно, что человек, написавший эти строки, не представляет себе, какое это удовольствие наблюдать за растениями и животными в привычных для них местах обитания, не говоря уже о том, что фотосъемка на природе связана с длительным пребыванием на свежем воздухе. Статья, из которой взята приведенная цитата, была иллюстрирована фотографиями насекомых, выполненными в студии. Эти иллюстрации были ужасными - неестественные "позы" объектов съемки озадачивали и вызывали недоумение. В коллекции автора свыше 35 тыс. цветных слайдов с изображением различных растений и животных, и ни на одном из них объект не выглядит неестественно, что так характерно для студийных работ.

Приверженцы фотографирования живых организмов в студии полностью игнорируют и такой важный фактор, как ни с чем не сравнимое волнение, испытываемое фотографом после победы человеческого разума над диким существом, результатом которой является совершенно уникальная фотография, часто представляющая не только художественный интерес, но и биологическую ценность. Автор до сих пор волнуется при получении в лаборатории пачки снимков объекта, оказавшегося особенно трудным для съемки или продемонстрировавшего необычные стороны своего поведения.

Нет легкого пути к успеху. Для достижения настоящего успеха в области фотографирования живой природы в полевых условиях необходимо знание объектов фотосъемки. Раскрытие, например, сложных и иногда невероятных секретов жизни насекомых или репродуктивных особенностей грибов - одна из самых высоких наград фотографу за его целеустремленность, терпение и мастерство. Изучение природы не должно быть поспешным. Надо много читать об объектах съемки и проводить долгие часы на природе, терпеливо добавляя новые факты к запасу уже имеющихся знаний. По мере приобретения знаний и опыта объекты фотосъемки становятся более знакомыми, и фотограф может даже предсказать очередную стадию жизненного цикла, например, когда будет спаривание или откладка яиц. Но на каком-то этапе у фотографа может возникнуть необходимость в помощи специалистов. Первым шагом в этом направлении может быть вступление в естественно-научное общество.

Фотографирование живой природы - область, в которой возможны большие неудачи. В подобных ситуациях важно запастись терпением, которое, несомненно, будет вознаграждено. Так, в жарких и влажных тропических странах, когда объекты съемки казались совершенно неуловимыми, автор нередко спрашивал себя, зачем он занимается таким безнадежным делом. А десятью минутами позже он возвращался в свою палатку полный удовлетворения, так как ему удалось получить серию прекрасных снимков спаривающихся богомолов или бабочек, откладывающих яйца.

Фотограф живой природы прежде всего не должен быть рабом своей камеры. Очень легко поддаться искушению подчиниться видоискателю и видеть чудесный мир живой природы только через прямоугольное отверстие площадью всего несколько квадратных сантиметров. Не следует также стремиться сделать как можно больше снимков и щелкать кадр за кадром, торопясь к следующему объекту, лишая тем самым себя возможности остановиться на какое-то время и по достоинству оценить объект съемки. Если фотограф делает снимки живых организмов исключительно для публикации или если щелканье затвором камеры для него поденная работа, это означает, что настало время сменить поле деятельности, поскольку фотографирование живой природы, помимо всего прочего, должно духовно обогащать самого фотографа.