Фотопленка

Фотографа-любителя в первую очередь интересует процесс изготовления цветных слайдов (хотя с диапозитивов можно делать и отпечатки). В связи с этим напомним, что главной характеристикой любой пленки является ее относительная чувствительность к свету, т. е. светочувствительность. Обычно она указывается на упаковке пленки и выражается в единицах ASA (American Standards Association, ныне American National Standards Institute), DIN (Deu-tsche Industrie Norm) или ISO (International Standards Organisation), Maлочувствительные пленки характеризуются малым числом единиц, мелкозернисты и отличаются высокой разрешающей способностью; высокочувствительные пленки характеризуются большим числом единиц, крупнозернисты и имеют пониженную разрешающую способность.

Выбор пленки зависит от вида фотографии. При фотосъемке крупным планом со вспышкой следует применять малочувствительную пленку. В таких случаях при съемках в условиях дневного освещения лучше всего использовать пленку типа Kodachrome 64, а не Kodachrome 25, поскольку первая обеспечивает высокое разрешение и имеет приемлемую чувствительность. Для съемок движущихся птиц или млекопитающих могут потребоваться пленки более высокой чувствительности, например Ektachrome 200 (200 ASA), Ektachrome 400, Fujichrome 400 или ЗМ 400, которые при лабораторной обработке могут быть "вытянуты" до еще более высоких значений, но не позволяют получить столь же хорошее качество изображения, какое дает пленка типа Kodachrome. Такие пленки могут быть использованы только для сюжетных съемок или съемок необычных эпизодов.

Связь светочувствительности фотопленки с ее зернистостью и схематическое изображение цветной пленки. Более чувствительные пленки имеют более крупнозернистую структуру. Светочувствительная эмульсия состоит из трех слоев различной чувствительности к цвету, которые после проявления пленки дают в совокупности необходимую цветовую гамму

Чтобы иметь полное представление о свойствах выбранной пленки, надо стараться снимать только на эту пленку. Выполнение данного условия очень существенно для определения правильной экспозиции.

Остановимся кратко на результатах нарушения закона взаимозаместимости, которое особенно характерно для цветных пленок.

Цветные обращаемые пленки для слайдов дают вполне удовлетворительную цветовую гамму при нормальных выдержках. При больших выдержках может наблюдаться резкая потеря светочувствительности, сопровождающаяся искажением цвета. По этой причине при работе с цветными обращаемыми пленками следует избегать больших выдержек, и в частности использовать вспышки.

В условиях жаркого климата экспонированную пленку надо сразу подвергать дальнейшей обработке, поскольку тепло сильно влияет на пленку, в особенности после того как она отснята и находится в фотоаппарате. Если такую обработку осуществить нельзя, то пленку следует поместить в прохладное место, лучше всего в холодильник. Нельзя оставлять пленку в автомобиле, стоящем на солнце; пленка должна находиться в тени, даже если единственную тень дает ваше собственное тело.