Фотосъемка

До 1979 г. автор фотографировал ящериц, используя 55-мм объектив. Невероятно, но ему удалось таким образом сфотографировать довольно много видов, а в Мексике семь различных видов с расстояния 8 см. Сейчас автор использует объектив с переменным фокусным расстоянием 70-210 мм, что существенно облегчает съемку, так как при этом значительно увеличивается рабочая дистанция.

Различные ящерицы отличаются разной степенью осторожности. Существуют ящерицы, которых вообще невозможно спугнуть, а некоторые из них даже проявляют интерес к происходящему вокруг, повернув при этом голову набок, чтобы лучше видеть. В теплые дни к ящерице можно приблизиться на расстояние 5-8 см, что дает возможность сфотографировать крупным планом ее голову. Ящерицы обычно внимательно наблюдают за действиями человека и не проявляют особого беспокойства до тех пор, пока какое-то неожиданное движение не настораживает их. Вероятно, большинство их врагов охотятся за ними, быстро двигаясь, поэтому бесшумное приближение к ним вызывает скорее любопытство, нежели страх. В Мексике автору удалось приблизиться к прекрасной зеленой ящерице Ctenosauras similis на расстояние нескольких сантиметров, так что на снимке было видно, что ее мышцы полностью расслаблены.

Автор, как правило, использует объектив с переменным фокусным расстоянием 70-210 мм совместно с небольшим автоматическим удлинительным кольцом. В солнечный, но облачный день фотосъемка при естественном освещении дает великолепные результаты, позволяя подчеркнуть чешуйчатый покров кожи животного. В случае контрастного дневного освещения или когда тени от окружающей растительности создают "пятнистое" освещение объекта, автор применяет вспышку на кронштейне с шаровым шарниром (как и при фотосъемке крупных насекомых). Автор использует этот прием и при фотографировании рептилий в лесу в пасмурный день или в ночное время. Для съемок крупным планом исключительно пассивных объектов автор продолжает пользоваться 55-мм объективом и небольшим ручным осветительным устройством. Штатив в основном бесполезен при фотографировании ящериц, если, конечно, речь не идет об экземпляре, который перемещается очень медленно, или о месте, куда ящерицы регулярно возвращаются погреться на солнце.

Большинство фотографий диких ящериц - это просто "портреты", так как, к сожалению, крайне редко удается зафиксировать поведение животных, процессы питания, спаривания или кладки яиц. Обычно автор фотографирует ящерицу сбоку и сверху, чтобы показать животное целиком, а затем, если это достаточно пассивный экземпляр, снимает крупным планом голову со стороны и "в лоб".