Сафари-фотография

Для любого натуралиста посещение Национального парка Восточной Африки, вероятно, одно из наиболее ярких и волнующих событий в жизни: при виде стад, состоящих из тысяч диких животных, невольно испытываешь благоговейный трепет. Во многих случаях к животным можно приблизиться на расстояние нескольких метров, не опасаясь спугнуть их.

Фотосъемка огромных стад антилоп или зебр на равнинах Восточной Африки настолько специфична, что автор решил дать ей особое название - сафари-фотография

Во время первого визита в Кению основной задачей автора было фотографирование насекомых. Кроме того, млекопитающие его просто не вдохновляли, что, вероятно, можно понять, если учесть, что автор живет в Англии. Поэтому для него самого была полной неожиданностью его реакция на совершенную окраску и грациозность большинства африканских зверей. Такие животные, как газель Томсона, оказались столь прекрасными, что, очарованный их удивительным изяществом и элегантностью, автор был просто потрясен и находился в состоянии замешательства целую вечность. Практически невозможно не привязаться к этим животным. Тем не менее крупные животные Восточной Африки в действительности не являются идеальным объектом для фотосъемки.

Фотографированию крупных животных надо посвятить годы, и многие талантливые фотографы постоянно живут в Восточной Африке. Они имеют несомненное преимущество по сравнению со случайными фотографами, так как хорошо изучили объекты съемок и их места обитания, что облегчает поиски нужного места и выбор времени для создания необычных снимков.

Для осуществления сафари-фотосъемки прежде всего необходим транспорт, в противном случае нельзя получить разрешение на посещение большинства парков. Транспорт можно также использовать как передвижное укрытие, тем более что, пока фотограф остается в машине, большинство животных полностью игнорируют его присутствие. В некоторых менее посещаемых парках животные не так привыкли к посетителям и, как только машина останавливается, они прекращают питаться и неспешно удаляются. В более популярных парках большинство животных продолжают беззаботно пастись в нескольких шагах от автомобиля.

Антилопа импала. Часть большого стада самок - гарем одного самца. Фотосъемка производилась в сезон дождей в заповеднике "Масай-Мара Гейм" (Кения).

В первые минуты пребывания в парке многие фотографы не могут удержаться от фотосъемки каждого появляющегося на горизонте животного. По мере накопления опыта такой фотограф становится более разборчивым и даже находит время для выбора лучших групп животных и лучшего заднего плана. В силу привычки многие фотографы ждут, когда животное остановится, забывая, что снимки грациозно скачущих газелей или тяжело бегущих жирафов более захватывающи, чем снимки просто стоящих животных. Единственный действительно выдающийся кадр стоит того, чтобы на него "потратить" немного дорогой пленки.

Фотографируя одиночных животных, необходимо удостовериться, что позади них не видно ног других животных и что у вашего объекта съемки не появилась лишняя пара ног. Из-за волнения и новизны, связанных с тем, что рядом находятся экзотические животные, легко забыть о важности правильной композиции кадра, в частности о положении линии горизонта, в результате чего отличные во всех отношениях сафари-фотографии (в том числе и у автора) оказываются испорченными.

Следует иметь в виду, что при фотографировании темно-окрашенных животных на фоне поблекшей травы (в сухой сезон) при безоблачном небе с помощью телеобъектива экспозицию лучше определять по методу освещенности, т. е. измеряя интенсивность падающего света.

Чем больше времени проводишь с животными, тем сильнее желание снять различные стороны их поведения: питание, ухаживание, спаривание, сражения между собой и т. д. Даже манера потягивания антилопы бубала-топи, когда она встает, или валяние буйволов в грязной луже достойны съемки.

Снимки, показывающие животных в их природных местообитаниях, как правило, более привлекательны и поучительны, чем "заезженные" серии крупных планов животного, которые могут быть получены и в зоопарке. Поэтому фотосъемку из окна автомобиля лучше производить при помощи объектива с переменным фокусным расстоянием 70-210 мм, так как он обеспечивает получение и крупного плана одиночного животного, и кадры целого стада без смены оптики или изменения скорости движения машины.

Обыкновенный дикдик (Rhynchotragus kirki). Иногда фотография выглядит более естественной, если фиксирует более типичную позу этого очень пугливого животного, выглядывающего из зарослей высокой травы. Фотосъемка производилась из машины в заповеднике "Буффало спрингс Гейм" (Кения). 70- 210 мм объектив Vivitar.

На автомобиле можно приблизиться к большим диким животным на расстояние всего нескольких метров; при этом не следует забывать, что животные все-таки дикие, а следовательно, потенциально опасные. Правила, запрещающие фотографу выходить из машины, установлены и ради животных, и ради человека, и не следует нарушать их. Животные, возбужденные вторжением человека, чаще бросаются в кровавую атаку, чем спасаются бегством.

В середине дня большинство животных пережидают жару в тени кустарников или деревьев. Группы импала (газели) или водяных козлов могут быть сфотографированы отдыхающими в тени. Чтобы продемонстрировать их активную деятельность, фотосъемку надо производить ранним утром или поздним вечером. В дождливый сезон многие животные активны в течение всего дня, но найти их в это время в буйной траве нелегко. Во время влажного сезона большинство диких зверей покидают парки и очуют по громадной территории, кормясь на обильных травах.

Лучшее время для фотографирования животных в Восточной Африке - период с июля по начало января, когда уже сухо и в некоторых парках, как, например, в "Масаи Мара" (Кения) можно обнаружить достаточное количество животных.


  • http://technistone-ru.ru/ technistone официальный сайт. Цвета technistone.