Фотосъемка

Выбрав растение, можно приступать к съемке. Для высоких растений наиболее эффективна съемка снизу, при этом удается показать характер леса, в котором находится растение. Если фоном является пятнистый лесной полог, то в этом случае надо использовать вспышку, так чтобы полог был слегка недодержан и проходящий через него свет не "заливал" объект съемки.

Иван-чай (Chamaenerion angustifolium). Слева - фотосъемка производилась при естественном боковом освещении. В результате изображение цветов оказалось несколько "туманным", что существенно затруднило их идентификацию. Справа - фотосъемка производилась с маленькой электронной вспышкой, которая располагалась сверху и сбоку от объекта. В этом случае освещение было более равномерным. Необходимые для идентификации детали цветка переданы более четко. Для получения темного заднего плана перед вспышкой устанавливался диффузор. В результате глубина резкости стала несколько меньше, но это уже не столь важно. Оба снимка были получены при фотографировании с рук (Уорикшир, Англия)

Главная проблема при фотографировании в лесу - освещение. Свет, проходя через густую листву, приобретает зеленоватый оттенок. Мы не замечаем этого, так как наш мозг действует как фильтр, и гвоздика в лесу выглядит для нас такой, какой она и должна быть. Пленка не обладает такой способностью и регистрирует все в зеленоватых тонах. Применение светофильтра, как правило, не решает этой проблемы, а длительная экспозиция с использованием штатива, обычно необходимая в плохо освещенном лесу, не только не улучшает положения, но и создает дополнительные проблемы, связанные с нарушением закона взаимозаместимости.

Наиболее простым решением указанной проблемы является использование вспышки, но при этом надо иметь в виду следующее: вспышка неизбежно дает очень темный фон, маскируя приметы мест обитания растения. Поэтому если растения расположены близко к фону, то необходимо очень тщательно произвести отбор либо использовать вторую вспышку для освещения заднего плана, установив ее на штативе позади или сбоку от объекта.

Возможно и другое решение: установить камеру на штативе и использовать настолько большие выдержки, чтобы проработались хотя бы некоторые детали фона, а для получения резкого и лишенного зеленоватого оттенка изображения главного объекта использовать вспышку. Для того чтобы при фотосъемке со вспышкой получить рельефное изображение растения, фон должен быть темным. Никогда не следует срывать или вырывать с корнем дикое растение, чтобы поместить его рядом с другим для "организации" кадра. Всегда надо тщательно изучать естественную природную композицию, так как это одно из непременных условий достоверного и успешного фотографирования живой природы.

Удивительно, но именно дождевые тропические леса с их богатой флорой являются самыми неблагоприятными местами для фотографирования растений: лишь незначительная часть света достигает земли, и большинство прекрасных цветов, например орхидеи, растут высоко на ветвях деревьев.