Фотосъемка в полевых условиях

Автор, как правило, фотографирует насекомых в полевых условиях и совершенно не согласен с утверждением, согласно которому фотосъемку насекомых следует производить только в контролируемых условиях, т. е. в студии. Когда автор начинал заниматься фотографированием насекомых, он и мысли не допускал, что можно поступать иначе. Другими словами, он ловил насекомых, приносил их домой, замораживал (или усыплял), а затем помещал в коробку с листьями. Если животные находились в сонливом состоянии (что и требовалось для фотосъемки), то они выглядели полуживыми. Просыпаясь и становясь активными, они немедленно покидали коробку или начинали бегать внутри садка. Потратив массу времени на подобные эксперименты, автор решил предать забвению советы "экспертов" и приступить к изучению фотосъемки животных по-настоящему, т. е. в привычных для них условиях. Такая съемка позволяет зафиксировать непринужденную позу или естественное поведение живого существа, занятого своим привычным делом.

Однако фотографирование в полевых условиях будет успешным только при соответствии техники наблюдения за объектом его особенностям. При использовании удлинительных колец необходимо заранее определить требуемое удлинение, чтобы потом не сокрушаться по поводу слишком малых или слишком больших размеров изображения объекта. Для съемки в натуральную величину (масштаб 1:1) приходится прибегать к помощи макрообъектива или макроконвертера, а для большего увеличения макрообъектив надо перевернуть обратной стороной к объекту. Всегда надо иметь при себе запас удлинительных колец, чтобы не сожалеть о зря потраченном времени, когда съемка оказалась невозможной из-за отсутствия необходимых фотоприспособлений. Техника приближения к насекомым приобретается с опытом. Перемещаться надо медленно, избегая резких движений и постоянно контролируя мышцы ног, особенно при медленном опускании на колени из вертикального положения. Наиболее трудно фотографировать с рук, слегка наклонившись вперед. Однако, имея достаточный опыт, и в таких ситуациях можно достичь поразительных успехов. Так, автор ухитрялся фотографировать объекты крупным планом, лежа на спине и приподняв голову и плечи на 15-20 см над землей.

К одним насекомым приблизиться легче, к другим труднее, причем животные даже одного вида могут по-разному относиться к присутствию фотографа; существуют настолько "флегматичные" особи, которые практически никак не реагируют на действия фотографа.

Бабочек проще фотографировать сидящими на листке цветка или навозе и занятыми едой, чем отдыхающими на листке и греющимися на солнце. В последнем случае малейшая тень, упавшая на насекомое, может оказаться причиной несостоявшейся фотосъемки - насекомое немедленно взлетает с листа.

Снимки крупным планом целесообразно делать ранним утром или поздним вечером, когда насекомые довольно вялые.

Некоторые насекомые особенно пугливы, и для того чтобы приблизиться к ним, автор прибегает к помощи защитной одежды охотника и, кроме того, раскачивается, стараясь подражать растению, колеблемому ветром. Даже если фотограф хорошо замаскирован, он должен действовать обдуманно, а главное не торопясь.

Фотограф живой природы должен стойко переносить любые невзгоды, в том числе укусы комара или прикосновение жгучей крапивы. В такие моменты важно побороть желание, например, хлопнуть комара, так как это даст лишь временное облегчение, но может привести к потере ценного кадра.

Выбор точки съемки определяется как расположением объекта, так и содержанием кадра. Так, например, бабочек и стрекоз с развернутыми крыльями нужно фотографировать сверху, чтобы продемонстрировать их окраску. Чтобы показать громадные глаза стрекозы, сходящиеся на макушке головы, фотосъемку следует производить со спины объекта, но при этом для усиления эффекта необходимо сделать несколько кадров головы. Если бабочка поглощает пищу, можно сделать фронтальный снимок, показывающий длинный хоботок, с помощью которого бабочка исследует цветок. Надо постараться показать и анатомию, и поведение насекомых в самом выгодном свете и избежать монотонной серии кадров из одного и того же положения.