Fantastic Factory

Фотовыставки – новое явление в культуре

Своя история и свои традиции у фотографических выставок. Во второй половине прошлого века они устраивались немногочисленными в те времена фотографическими обществами или проходили в рамках торгово-промышленных выставок. Посетители знакомились с достижениями фотографии – от портретного искусства до производства фотоаппаратов, предметов снаряжения и лабораторного оборудования. Персональные авторские выставки не проводились. Наиболее же респектабельные портретные заведения на выставках часто обособлялись. Их витрины или павильоны декорировались богато. Тем самым как бы подкреплялся престиж владельца ателье, чье имя значилось на паспарту портретов. В конце XIX века все чаще стали устраиваться клубные и международные выставки-салоны художественной фотографии. Завершила прошлое столетие большая международная фотоэкспозиция на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

Проведение клубных, национальных и международных выставок фотографии в первые десятилетия XX века стало распространенной формой связей между сообществами фотографов. Так было и в 30-е годы. Эти традиции возродились после второй мировой войны.

Национальные и международные выставки художественной фотографии, начиная с 50-х годов, устраиваются довольно часто. Немалую роль в этом сыграла организация Международной федерации художественной фотографии (ФИАП), деятельность которой протекает под эгидой ЮНЕСКО. Объединяющая творческие сообщества любительской и профессиональной фотографии десятков стран, ФИАП проводит и свои выставки в разных странах.

На выставках и на страницах изданий ФИАП, в каталогах бывают представлены различные стили фотоискусства. И вторящие направлениям пластических искусств, и стили, в которых мастера фотографии настойчиво стремятся утвердить признаки самостоятельности фотографического творчества. Но репортажный жанр реже находит место на стендах и в каталогах выставок ФИАП.

Полезными начинаниями для обмена художественным опытом единодушно признаются выставки определенной тематической или жанровой направленности: портретной или пейзажной фотографии, выставки типа "Фотомарина" (Одесса), "Таллинские паруса" (Таллин) – на темы из жизни моряков, "Фотографика" (Минск) и другие – это примеры из клубной практики лишь Советского Союза. Такого же типа межклубные, национальные и международные выставки проходят в других странах. По традиции они часто называются выставками художественной фотографии. Проходят сотни персональных выставок мастеров фотографии, выставки произведений круга избранных мастеров или выставки снимков, уже удостоенных наград в других соревнованиях-конкурсах.

Предназначение выставок художественной фотографии – обмен опытом между профессионалами-фотографами и фотолюбителями. Выставки служат и эстетическому воспитанию зрителей средствами фотографии как искусства. Но сколь ни были бы разнообразны подобные выставки, они не представляют современную творческую фотографию в целом.

О новой, более веской роли творческой фотографии в зрелищной культуре свидетельствуют выставки, создаваемые на иной основе. Почин этому новому направлению в проведении и самом конструировании международных выставок положил маститый американский прогрессивный деятель фотографии Эдуард Стейхен в начале 50-х годов.

Участник двух мировых войн, познавший трагические бедствия народов, фотограф-художник Стейхен осуществил замысел эпического характера, небывалый до того в истории фотографии. При посредстве Нью-Йоркского музея современного искусства Стейхен обратился в фотографические организации и клубы разных стран с просьбой прислать ему для задуманной им выставки снимки, показывающие разнообразие проявлений жизнедеятельности людских сообществ и людей любой расы и нации, любого возраста и общественного положения. Стейхен со своими ассистентами просмотрел много сотен тысяч кадров. По тщательно осмысленному сценарию, с привлечением афоризмов философов, поэтов, художников, изречений из Библии и народного эпоса, он смонтировал выставку, назвав ее "Род человеческий", точнее "Семья человеческая".

Размеры выставки не превышали сложившихся в практике международных норм – 500 снимков; они были выполнены фотографами 68 стран. Талантливый отбор снимков позволил сделать экспозицию очень емкой по содержанию и по философским обобщениям.

Выставка экспонировалась во многих странах, была, в частности, показана в Москве на Национальной выставке США в 1959 году. Альбом, целостно отобразивший выставку Стейхена, пользовался большим успехом у читателей. Вступительную статью к альбому сделал известный американский поэт и писатель Карл Сэндберг (The Family of Man, 1955).

Выставку в странах, где она была показана, посетило девять миллионов человек!

Экспозиция была задумана как коллективное эпическое произведение о человечестве. Сэндберг в прологе так выразил замысел: человечество – это "одна большая семья, во имя жизни и бытия окружившая Землю". Темы выставки: счастливая любовь и таинство брака; муки и радости материнства, безмятежное, иногда же и трагическое время детства; покой семейного очага или гнев и примирение; упорное стремление к знаниям; безудержное веселье в час отдыха или горе безработицы и стенания об умершем близком; бедствие войны или возрождение ростков жизни на ее руинах. Автор выставки сопоставил снимки, сделанные в разных частях света, по разным поводам, в разной манере. Жители Африки соседствуют с жителями Чукотки, американцы с индийцами и французы с японцами, комфорт города показан рядом с неказистым бытом кочевников. В этой широте сопоставлений объективная ценность собрания. Афористические подписи, сопровождавшие разделы выставки, вели зрителя к истокам философии этого эпического произведения. Неисповедимы пути рода человеческого – говорят снимки. Но могуча сила живого; к снимкам рождения ребенка отнесены слова из записок русского композитора Александра Скрябина: "И огласилась Вселенная возгласом: "Я есмь"; начинается новый круг жизни".

Эдуард Стейхен предложил свой философский взгляд на судьбу человека и "человеческой семьи". Он обрамил выставку библейскими образами создания света, воды и тверди, напомнил о космических глубинах, в которых на ничтожной по размерам своим планете клубится жизнь человеческого рода.

Критика отмечала то, что на ней не были обозначены корни, порождающие классовые противоречия в капиталистическом обществе. Обойдены изменения в соотношении социальных сил. Однако достоинства выставки Стейхена, как нового явления в истории прогрессивной фотографии, безусловно превышали ее пробелы. Выставка призывала к справедливости в мире, к надежде на лучшее будущее, на душевное счастье, к покою на земле. Улыбка надежды на лицах зрителей оказывалась после просмотра выставки сильнее складок печали...

Заставкой, лейтмотивом фотовыставки послужил один из последних снимков, выполненных Вернером Бишофом: мальчик-флейтист на дороге в Перу (279). Завершалась выставка Стейхена прелестным этюдом В. Юджина Смита (293): двое детей, мальчик и девочка, идут в глубь лесной чащи, залитой солнечным светом. Мотив ожидания счастья, надежды на покой в мире порождал этот снимок. Хотя тут же зритель видел в соседнем снимке тревожные бушующие волны морской пучины. Выставка и альбом, сделанный по ней, призывали: "Люди, судьба рода человеческого в ваших руках!"

Эдуард Стейхен показал себя глубоко мыслящим художником, умеющим извлекать из сопоставления фотографических изображений сильные эмоции. Среди авторов снимков были фотографы, весьма известные: Картье-Брессон, Ланг, Альперт, Хаас, Брассаи, Дуано, Миллер и другие. Множество снимков показывалось вовсе без указания имен. Среди них были снимки этнографические, где красота и уродство выступали перед зрителем на равных. Наивные любительские "карточки" монтировались иногда с фотодокументами потрясающей силы или с произведениями высокого эстетического достоинства. Этими признаками выставка Стейхена открыла новые выразительные возможности фотографии.

Перед феноменом такой выставки отступали споры о том, искусство ли светопись. Фотография объявляла о себе как явление социологическое. На выставке было немало экспонатов, которые могли стать украшением лучших салонов.

Здесь были снимки лирического, даже интимного содержания, были снимки чисто познавательные; воспринимались же на выставке экспонаты в своей совокупности. При сопоставлении они приобретали новые свойства коммуникативности, передавая зрителям не только, а иногда и не столько свои эстетические, художественные достоинства, сколько мысли и знаки, характеризующие те или иные явления из жизни человеческой.

Вот что писал сам Э. Стейхен: "Когда я начал интересоваться фотографией..., я считал, что она принадлежит к одному из изящных искусств. Сегодня я придерживаюсь совершенно иного мнения. Предназначение (предпослание) фотографии – содействовать взаимопониманию между людьми и помогать человеку разобраться в самом себе. А это одна из труднейших задач в мире" ("Фотография-75").

Выставка Стейхена убедила в том, что фотография входит равноправным слагаемым в зрелищную культуру эпохи. Выставка как бы с новой стороны засвидетельствовала происходящий процесс интегрирования фотографии в эту область современной культуры вместе с театром, кинематографом и телевидением.

Подобный метод устройства выставок избрал, например, видный деятель фотографии Федеративной Республики Германии Карл Павек (р. 1906). Он провел несколько международных выставок, исходя из определенных социально-философских концепций: "Что есть человек?", "Женщина", "Дети этого мира" и другие. Выставки побывали во многих городах разных стран. Их посмотрели миллионы зрителей. Сам Павек никак не сводит свою деятельность только к области эстетической. Его взгляд таков: "Фотографирование есть практическая философия нашего времени".

Остановим внимание хотя бы на одной выставке Павека "Что есть человек?". Выставка международная, ее составили 550 снимков 264 фотографов из 30 стран. Альбом выставки, содержащий 42 серии снимков, полно представлял это в целом искусно и содержательно сконструированное социально-философское произведение. Организаторы по разработанному сценарию подчинили информационные и художественные снимки концепции выставки в целом. Особенностям индивидуальной манеры даже весьма известных авторов придано второстепенное значение. Составитель выставки и ее альбома пытался ответить на сложный вопрос о положении современного человека в обществе, в семье, в быту. Карл Павек отдает предпочтение снимкам, в которых сокровенное раскрывается в повседневном мире житейского. Он привлекает немало документов жестоких. Позиция автора выставки тверда. Не оставлено места ни умилению, ни сентиментальности, ни любованию внешней красивостью сюжета.

Выставка Павека вызвала и критические замечания. На ней были обойдены многие вопросы современности, в частности, тема стремления народов к миру. Лишь мимоходом затрагивались темы борьбы народов за социальную справедливость, против классового и национального угнетения. Недостаточно объективно раскрыта была тема труда, приносящего людям не только усталость, но и радость созидания. Выставка едва касалась тем науки и искусства.

Далеко не все зрители и критики выставки Карла Павека были согласны с его концепцией, пессимистической по существу. С большой вероятностью можно полагать, что и не все участники выставки приняли общую ее концепцию. Многие их снимки монтировались на стендах с другими экспонатами по разумению составителя и не всегда соответствовали творческой позиции самих фотографов.

Некоторые выставки Павека окрашены не в столь пессимистические тона, как "Что есть человек?". Гуманистическое начало господствовало во многих разделах выставки "Дети этого мира". Экспозиция обошла несколько стран.

Однозначной оценки права художника – составителя выставок – произвольно распоряжаться авторским замыслом снимков дать нельзя. В практике изобразительных искусств такого рода произвол недопустим. Но в документальном кинематографе использование фрагментов из документальных же съемок при создании новых фильмов – дело само собой разумеющееся. И там информативные фрагменты, вырезаемые из документально-художественного строя разных лент, монтируются уже не как образы, а как знаки при создании нового образного документально-художественного целого. Таковы факты.

Если на стендах фотовыставок снимки разных авторов сосредоточиваются по тематическому сценарному плану, а не по принадлежности работ тому или иному автору, то зрители знакомятся скорее с трактовкой того или иного сюжета, нежели с творческой манерой отдельных фотографов. Выставка как произведение массового визуального искусства или массовой информации от этого нередко выигрывает, хотя интересы авторов как художников иногда от этого страдают.

Прогрессивная общественная мысль подсказала устройство и другого типа национальных и международных выставок. В Советском Союзе с 1960 по 1963 год прошли несколько всесоюзных выставок не узкохудожественного, а более широкого, публицистического характера. Устройство подобных выставок стало традицией в советской фотографии. Характерно, что если первые всесоюзные выставки назывались выставками художественной фотографии, то затем стали называться выставками художественной и документальной фотографии. Поправка принципиальная.

Знаменательным событием в истории выставок нового типа были выставки Bifota, организованные фотографической общественностью Германской Демократической Республики в Берлине еще в 50-х годах. Экспозиции выставок составляли, главным образом, собрания снимков фотографов социалистических стран. Не делалась ставка на сенсационность сюжетов. Главенствовали тематика из повседневной общественной, трудовой жизни народов, снимки преимущественно репортажно-жанрового характера, освещенные гуманистическими девизами. Некоторые из этих выставок совершили путешествие по странам.

В 1960 году в Берлине проходила международная конференция фотокорреспондентов и бильдредакторов, созванная по инициативе Международной организации журналистов (МОЖ). Одновременно там была развернута выставка "Интерпрессфото-60", положившая начало выставкам, регулярно устраиваемым под эгидой МОЖ в одной из стран социалистического содружества. Устроителями их выступают журналистские организации той страны, где открывается очередная выставка. Четвертая (1966) и Восьмая (1977) выставки "Интерпрессфото" проходили в Москве. Девиз выставок: "За мир и дружбу, за гуманизм и прогресс!"

Фотографическое искусство выступает на выставках такого рода активным посредником в общении и взаимопонимании народов.

Более двадцати раз состоялись в городах Нидерландов традиционные ежегодные выставки "Уорлдпрессфото", устраиваемые по инициативе западных фотографических сообществ и газетно-журнальных концернов, с участием в каждой из них фотожурналистов и фотохудожников множества стран мира, в том числе социалистических, а также стран развивающихся. Господствуют на выставках жанры репортажно-событийной, спортивной, жанровой, портретной фотографии.

Как и на выставках "Интерпрессфото", на стендах "Уорлдпрессфото" бывают щедро представлены фотоочерки и циклы снимков. Встречается много спорного и в форме и в содержании. Иногда на стендах снимки группируются не по авторам и не по странам, а по тематическому признаку, в зависимости от сценарного плана. Однако эти представительные выставки указывают, что фотография выступает в современной культуре не только информатором, но и комментатором событий и явлений.

Да и возможность восприятия и оценки зрителем отдельных авторских снимков там, как правило, остается.

Тактично совмещал два начала – замысел сценариста и авторскую интерпретацию снимков-экспонатов – талантливый устроитель представительных выставок в СССР Николай Драчинский (1917-1978), журналист и бильдредактор высокого класса. В частности, без подавления воли авторов снимков сценарной установкой им была создана имевшая успех как на родине, так и в США, Чехословакии, Франции передвижная выставка 1970 года. Она называлась "СССР – Фото-70"; организация ее проходила в рамках Агентства печати "Новости" (АПН) с участием фотографов ТАСС, творческих секций фотожурналистов Союза журналистов СССР, Общества фотоискусства Литовской ССР. На этой выставке удачно сочетались различные стили и жанры – фотография информационная, эпическая, публицистическая и художественная, лирическая, экспериментальная. Получился убедительный синтез форм многонациональной советской творческой фотографии.

В Советском Союзе регулярно проводятся творческие отчеты фотожурналистов и фотолюбителей всех республик страны. Всесоюзные выставки приурочиваются к знаменательным датам. Например, прошли обширные выставки, посвященные 50-летию и 60-летию Советского государства, международная – к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Большие выставки состоялись в 1975, 1981 годах в ознаменование XXV и XXVI съездов Коммунистической партии Советского Союза.

Главная задача всесоюзных выставок – отражать тематику коммунистического строительства, достижения народного хозяйства, науки, техники, многонациональной культуры страны, трудовой подъем народа, общественную, личную жизнь советских людей, различные стороны советского, социалистического образа жизни. Отражаются в экспозициях и международная политика КПСС и Советского правительства, темы борьбы за дело мира, за свободу народов и сотрудничество между ними. В центре внимания коллективов фотографов всегда остается образ трудового человека.

Существенна и другая направленность традиционных всесоюзных выставок: знакомить массы зрителей с разнообразием творческих манер фотожурналистов и фотохудожников страны. Творческий метод социалистического реализма позволяет в широком стилистическом диапазоне вести художнические искания во всех искусствах, в области творческой фотографии также.

В 60-х – 70-х годах стали традиционными фотоконкурсы, проводимые редакциями некоторых газет и журналов. Из конкурсов, проводимых редакциями журналов стран социализма, следует отметить ежегодный международный конкурс "За социалистическое фотоискусство". Устроители его – фотографические журналы Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.

Назовем международные конкурсы газеты "Правда". Они привлекают как известных фотожурналистов и фотохудожников, так и фотолюбителей. Широка "география" конкурса – участвуют в нем как советские фотографы, так и фотографы стран Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки. Сотни присылаемых снимков публикуются на страницах газеты. Присуждаются премии. Устраиваются итоговые выставки конкурсных работ. Выпускаются альбомы снимков.

Выставки крупнейшего фотоагентства мира – Фотохроники ТАСС часто демонстрируются в нескольких странах как выставки передвижные. Это также коллективные выступления фотографов. Подобные выставки знакомят зрителей с достижениями Советского Союза в разных областях народнохозяйственного и культурного строительства, с социалистическим образом жизни, с явлениями, характеризующими стремление КПСС, Советского правительства, всей нашей великой страны к дружбе народов, к взаимопониманию, к миру на земле.

Все разновидности выставок в Советском Союзе – от клубных и персональных до представительных национальных и международных – выполняют свое назначение – художественное, просветительское, информационное, активно вписываясь в культуру современного общества.