Упражнение 2. Получение снимка со светотеневым рисунком изображения

При освещении объекта съемки используются два осветительных прибора.

Светотеневой рисунок изображения образуется при установке на объект съемки рисующего света, который и определяет раскладку светотени на гипсовой модели. Характер светотени может быть самым различным как по распределению светотеневых масс, так и по контрасту, соотношению яркости светов и глубины теней. Он зависит от особенностей снимаемой модели, и от художественного замысла автора снимка, поэтому может быть найдено несколько направлений, с которых прибор рисующего света освещает модель. В основе светотеневого рисунка может лежать задне-боковой направленный свет, боковой свет, верхний свет со всевозможными в пределах этих направлений вариантами освещения.

Для того чтобы светотень на объекте имела стройный и определенный характер, а световые потоки нескольких осветительных приборов, освещающих модель, сливались в единый световой рисунок, при их установке следует исходить из того положения, что снимаемый объект освещается одним из реальных источников света – солнцем, настольной электрической лампой, свечой и пр. Тогда при работе со светом фотограф воспроизводит закономерности этого принятого за основу реального эффекта освещения – в частности, прибор рисующего света устанавливается в месте нахождения предполагаемого реального источника. Его местоположение следует определить так, чтобы рисунок светотени выразительно лепил пластическую форму модели.

Например, невыгодно положение рисующего света, установленного с переднего направления. Светотень в этом случае отбрасывается назад, не видна от фотоаппарата, и все освещение становится плоским и невыразительным.

Невыгодно также помещать прибор рисующего света справа и сзади модели. При таком его положении световой акцент образуется на второстепенных деталях портретной композиции – на затылке, шее и пр., тогда как лицо остается не освещенным.

Поэтому правильным будет найти место установки основного осветительного прибора в левой части нашей схемы и направить его свет на модель со стороны лица (рис. 12).

Рис. 12. Схема света для получения светотеневого рисунка изображения

Второй прибор используется в этом упражнении как прибор заполняющего света. Направление и сила действия этого источника целиком зависят от характера рисующего света, поскольку заполняющий свет имеет здесь лишь вспомогательное значение.

Назначение прибора заполняющего света – подсветка теней, которые образованы рисующим светом. И если от прибора рисующего света зависит рисунок светотени и яркость светов, то от заполняющего света зависит густота теней, а от соотношения яркостей, образованных основным источником и прибором заполняющего света, зависит контраст светотени.

Сила света, посылаемого на объект прибором заполняющего света, также зависит от реального эффекта освещения, который положен в основу светового рисунка и воспроизводится на объекте. Например, при солнечном освещении на объекте присутствует значительное количество рассеянного света, при освещении свечой количество рассеянного света минимально и контрасты светотени резко возрастают и т.д. Соответственно регулируется и количество заполняющего света при съемке.

Прибор рассеянного света, являясь вспомогательным, ничем не должен обнаруживать себя в световом рисунке: при его включении не должны образовываться яркие световые пятна или вторые тени, так как они ломают основной рисунок светотени; сила этого светового потока и создаваемые им яркости должны быть значительно меньшими, чем яркости от рисующего света.

Такие требования к заполняющему свету довольно точно определяют место его установки; они удовлетворяются только в том случае, если прибор заполняющего света устанавливается в непосредственной близости к фотоаппарату и со стороны прибора рисующего света, а не навстречу ему.

Световая отработка фона осуществляется с помощью третьего осветительного прибора. Световые пятна и блики, которые могут возникнуть при этом на фоне, должны быть продолжением световой разработки принятого за основу эффекта освещения и увязаны с действием прибора рисующего света. Эти обстоятельства диктуют место установки фонового прибора: на нашей схеме он должен быть установлен, как и прибор рисующего света, – слева от модели.

Так увязывается действие различных осветительных приборов, в результате чего на объекте возникает стройный и гармоничный рисунок светотени, примером которого является фото 43.

Фото 43. А. Тимофеев (ВГИК). Этюд освещения