Fantastic Factory

Искусственное освещение

Встроенная вспышка лишь ухудшит результат, вы получите далеко не самое лучшее освещение, вдобавок модели обеспечены «красные глаза», явные тени, особенно если человек сидит близко к стене. Если у вас нет никакого дополнительного света, поставьте камеру на штатив, снимайте на длинных выдержках. Желательно установить более мощные лампочки в люстре, хотя бы на время съемки, использовать все доступное освещение – поэкспериментируйте с настольными лампами, включите торшер и т. д.

На более интересный результат можно рассчитывать, снимая при дополнительном специализированном освещении.

При съемке в помещении в темное время суток, когда потолок достаточно низкий, светлый и хорошо отражает свет, направьте внешнюю вспышку в потолок. Иногда можно направить ее и на стену (если стена светлая). Используйте подсветку фона второй вспышкой, что даст неплохой результат. При съемке попробуйте применить рассеиватель для вспышки и отражатель.

Более интересный результат вы получите, снимая со студийными вспышками – моноблоками. Причем это не обязательно должны быть дорогие и мощные приборы, вполне подойдут и доступные по цене любительские вспышки мощностью 100–160 Дж.

Снимая портреты в домашних условиях, когда места мало, источники света приходится устанавливать близко к модели. От расстояния между объектом и осветителем зависит освещенность. Часть, которая будет ближе к источнику света, получится заметно ярче.

В качестве источника рисующего света желательно использовать мощный моноблок 200–500 Дж с софт-боксом или зонтом. Расположите источник на расстоянии примерно одного метра от модели слева или справа, на полу или на стойке сверху – все зависит от задач. Обычно основной источник располагается над лицом модели и немного сбоку. Он должен хорошо освещать лицо.

После установки основного света (единственного источника) появляются нежелательные тени, чтобы избавиться от них, используйте отражатель, рассеивающий свет или их комбинацию. Отражатель расположите перед лицом модели. За лицом устанавливать его не стоит, так как получится дополнительный источник света, который будет направлен в противоположную сторону от основного источника. Правильно расположенный отражатель заберет некоторое количество основного света и распределит его над затененной стороной лица, выявляя детали в глубоких тенях. На отражатель должно падать только основное освещение. В отличие от отражателя, заполняющий свет даст лучший результат – он охватит большее пространство. Для источника заполняющего света подойдет менее мощный моноблок 100–250 Дж с просветным зонтиком. Его можно расположить на расстоянии примерно 1,5 м от модели, на уровне головы. Источник заполняющего света может быть размещен и за камерой.

Боковой верхний свет – моноблок мощностью примерно 120 Дж с просветным зонтом напротив софт-бокса, за спиной модели на высоте примерно 2 м, на расстоянии 1,5 м от модели, для усиления подсветки волос. Для лучшей проработки затылка и одежды увеличьте мощность боковой верхней подсветки. Подсветка волос позволит отделить модель от фона. Установите подсветку волос с одной стороны с основным светом. Если некоторое количество этого света попадет на лицо, то не будет конфликта света, направленного с разных сторон. Если модель светловолосая, подсветите ту часть волос, которая без подсветки была бы затенена.

Рисующий свет может выполнять и частичную подсветку фона, например, чтобы темная одежда не сливалась с фоном. В некоторых случаях удобно повернуть рисующий источник с софт-боксом в сторону фона для его подсветки.

Теневая сторона лица должна располагаться на более темной стороне фона. Это привлечет внимание к лицу. Если теневая сторона лица расположится на освещенной стороне, внимание притянет область позади человека.

Расстояние от модели до фона должно быть примерно 50–60 см. Старайтесь, чтобы модель была дальше от фона для исключения паразитной засветки фона. Кроме того, это позволит не допустить появление теней. Для освещения фона вы можете использовать дополнительный источник или даже два источника.

Лучше использовать простое освещение – многочисленные источники света не всегда позволяют улучшить результат. Вы можете даже использовать всего один источник света, хотя это не всегда оптимальное решение. Расположите его сбоку и немного выше модели.

Хорошо, когда у основания носа будет небольшая тень, падающая на одну сторону. Тень от носа не должна растягиваться на щеку и губы, но падать на сторону носа, приближенную к камере. Камера располагается со стороны затененной части лица.

Фон

Вначале нужно убрать из кадра все лишнее. Продумайте, как обеспечить подходящий фон. Для съемки подойдут как готовые, так и импровизированные фоны, например неяркие однотонные ткани. Фон не должен конфликтовать с моделью по цвету, освещенности и текстуре.

Неброский фон холодных тонов на портрете уйдет в тень и не будет отвлекать внимание от цвета кожи. Цвет кожи на холодном фоне будет выглядеть насыщеннее и теплее. Теплые коричневые тона находятся в той же гамме, что и цвет кожи, поэтому они будут отвлекать внимание от человека. Если на фоне заметны складки, они будут отвлекать внимание от модели.