Fantastic Factory

Освещение при пейзажной съемке

Направление света оказывает влияние на атмосферу снимка. Боковой свет хорошо подходит для съемки пейзажа. При съемке широкоугольным объективом постарайтесь не допустить появления бликов и отражений – попадание в объектив прямых солнечных лучей, из-за которых снимки, сделанные в контровом свете, часто выглядят блеклыми и слабо контрастными, абсолютно нежелательно. Блики могут образоваться, даже если источник света не попал в кадр.

Избежать появления подобных «неприятностей» позволит бленда. Также вы можете прикрыть объектив сверху рукой, журналом, газетой и т. д. или расположиться для съемки в тени. Обязательно нужно постараться, чтобы передняя линза объектива содержалась в чистоте.

Снимая против солнца, дождитесь, когда солнце спрячется за облако, – тогда его свет будет менее ярким. Если поймать такой момент трудно, используйте брекетинг. Так как при съемке против солнца фотография получается высококонтрастной, вы можете сделать силуэтные снимки. Особенно это проявляется, когда на небе нет ни единого облака. Расположитесь так, чтобы солнце находилось сбоку от вас или за вашей спиной.

Окажется полезным циркулярный поляризационный фильтр, с которым корректно будет работать экспозамер и автофокус цифровой камеры. «Полярик» позволит лучше передать небо, облака, в целом снимок окажется более контрастным. Лучи солнца поляризуются лучше, если солнце расположено под прямым углом к объективу.

Общее освещение объекта рассеянным светом позволяет проработать детали в тенях.

Отраженный от облаков свет в солнечную погоду смягчает контрасты жесткого солнечного света, облака делают освещение более благоприятным. В этом случае можно уменьшить экспозицию по сравнению со съемкой при безоблачном небе.

В некоторых ситуациях солнечный свет, отраженный от земной поверхности, может дать особые эффекты освещения снизу. В пейзаже таким источником освещения чаще всего бывает свет, отраженный от поверхности льда, водных или снежных поверхностей, при встречном положении солнца.

Иногда центром притяжения внимания может быть какая-нибудь «мелочь» – лужа, пень, якорь, лодка и т. д.

Один и тот же снимок, снятый стандартным, широкоугольным или телеобъективом, может выглядеть совершенно по-разному. Попробуйте «поиграть» с композицией, часто идут на пользу перспективные искажения.

Снимки, сделанные в светлую, но пасмурную погоду, имеют свою привлекательность (рис. 7.31). Они позволяют добиться более богатых полутонов.

Рис. 7.31. Если солнце спряталось за облака, это еще не повод прятать камеру