Fantastic Factory

Расставьте приоритеты

Когда люди рассматривают профессионально сделанные фотографии тех мест, где они были сами, и где они сами пытались что-то снять, то чаще всего видят, что у них получилось намного хуже, и тогда начинается поиск причин собственных неудач. Чаще всего низкое качество своих фотографий люди списывают на непрофессиональную технику. Дескать, конечно, у профи вон какая дорогая камера. Куда мне тут со своей мыльницей? Также часто успех профессионально сделанной фотографии объясняется лишь умением постобработки: «Да это он все в фотошопе нарисовал. Так не бывает». На самом деле, эти мысли уводят человека совсем в другую от истины сторону. В реальности, все это – отговорки. Снять хорошую пейзажную карточку может любой человек с любой фотокамерой. Самое главное – правильно расставить приоритеты.

Украина, Карпаты, 2009 Nikon D80, 15мм, 1/6, f/16, iso 100

Ответьте себе сами на один вопрос: зачем вы приехали в это место с фотокамерой? Если ваша цель хорошо провести время, развлечься, а попутно еще и что-то поснимать, то ничего дельного из этого не выйдет. Вы не найдете кадры. Кадры, которые будут настоящими фотографиями, цепляющими. У вас просто не будет на это времени. Отдыхать и развлекаться – это тоже хорошо. Просто не нужно ждать чего-то от тех снимков, которые вы сделаете на подобном отдыхе. Чтобы иметь шанс сделать хорошие фотографии, вы должны на первое место поставить именно процесс поиска кадров. Выбросить из головы все остальное, окунуться в окружающую атмосферу и отпустить себя, позволив своей интуиции быть начеку и выбирать сюжеты. Это очень простой принцип. Однако, мало кто на самом деле его придерживается. Попробуйте хотя бы раз. Только по-честному. Без компромиссов и отговорок. В любой ситуации, если выбор будет стоять между возможностью сделать кадр и чем-либо другим, всегда выбирайте фотографию. И это обязательно сработает.

Однажды я снимал в Карпатах с вершины Говерлы. Подниматься туда начал заранее, и на месте съемки я оказался часа за два до заката. Был выходной день, и на вершине я встретил множество самых разных людей – от туристов с рюкзаками и гитарой, до обычных людей, решивших устроить себе мини-приключение с покорением высшей точки Украины. Практически у всех из них были с собой фотоаппараты, которыми они много и охотно снимали. У меня была уйма времени, чтобы осмотреться, прикинуть место захода солнца и спланировать возможные кадры. К тому моменту, как солнце стало клониться к горизонту, я остался на вершине один. Все люди исчезли, так как никому не хотелось спускаться с горы в полной темноте. Для меня же только-только начался идеальный для пейзажа свет, и я с увлечением фотографировал.

Украина, Крым, Ялта, 2009 Nikon D80, 22мм, 2.5 секунды, f/8, iso 100

Кадры у нас, безусловно, получились очень разные. Думаю – мои вышли лучше. И совсем не потому, что у меня был лучший фотоаппарат или я знал какой-то секрет. Просто у нас были разные приоритеты. Я поднимался на гору фотографировать. Да, мне пришлось потом спускаться в полной темноте при свете фонарика. Но это был мой сознательный выбор. Иным способом фотографии в идеальном для пейзажа свете с этого места было не сделать.

Я часто слышу от многих людей, как же сложно встать рано утром для съемки рассвета. И я хорошо их понимаю, потому что сам очень люблю поспать утром. И если я не нахожусь на съемке, меня очень сложно заставить встать рано. Однако, когда я работаю где-то на природе, для меня не существует вопроса вставать или не вставать завтра на рассвет. Не существует, потому что я точно знаю, зачем сейчас здесь. Я приехал снимать пейзаж, и какой смысл в этом, если я не буду ждать лучший свет, в лучшем месте, чтобы сделать лучшие кадры? Для меня возможность сделать отличную фотографию – лучшая мотивация. И я всегда спокойно встаю утром на съемку.

Еще один принципиальный вопрос, на котором любят «экономить» фотолюбители – это использование штатива. Для пейзажной съемки использование штатива – это аксиома. Если, конечно, интересует результат. Вы никогда не сделаете резкий кадр с рук после заката солнца. Есть еще один «компромиссный» вариант, когда штатив все же используется, однако его вес подбирается таким образом, «чтобы меньше было таскать». Безусловно, легкий штатив лучше, чем ничего, однако, к примеру, при сильном ветре он не сможет удержать камеру должным образом, и фотографии не будут резкими. Особенно, если съемка ведется на длинных выдержках, что в пейзаже бывает очень часто. Подумайте, нужен ли вам такой компромисс? Я для себя этот вопрос решил уже давно – нет. Самое важное для меня – получить качественную фотографию. Если для этого нужно везде носить с собой тяжелый штатив, я буду это делать. В противном случае, рассказы о тяжелых подъемах и минимизации веса снаряжения просто никто не будет слушать.