Fantastic Factory

Ловите свет

Свет – это самая важная составляющая хорошего пейзажа. Свет определяет практически все, поэтому очень важно понимать свойства разного света. Вы наверняка знаете, что идеальный свет для пейзажа бывает на рассвете и закате. Тем не менее, в Интернете я вижу огромное количество снимков, сделанных в полдень. Почему? Просто людям так проще. Им проще спать на восходе солнца. Им проще уйти задолго до заката, чтобы успеть на автобус или не идти по темноте через лес. Это вполне объяснимые и понятные вещи. Они имеют смысл. Но только для обычных людей, для которых фотография – не есть цель. Для тех же, кто хочет сделать красивый снимок, должна действовать аксиома: ловите свет.

Украина, Крым, Новый свет, 2010 Nikon D80, 12мм, 9 секунд, f/10, iso 100

И утром, и вечером, бывает два типа света. Первый тип – это предрассветный и постзакатный свет. Солнце находится за горизонтом, однако его лучи отражаются от атмосферы Земли и освещают местность идеально рассеянным светом. Тени полностью отсутствуют, а перепад между теневыми и освещенными участками – минимальный. Наиболее интенсивно светится та часть неба, куда закатилось или откуда вскоре взойдет солнце. В такие минуты лучше всего стараться выстраивать композицию так, чтобы эта область неба попадала в кадр. Предрассветные и постзакатные краски могут быть фантастическими.

Второй тип света – когда солнце уже вышло из-за горизонта (утром) или когда оно еще не закатилось за него (вечером). В этом случае местность освещается косыми солнечными лучами напрямую, без рассеивания небом. Поэтому здесь присутствуют длинные тени, а контраст между тенями и светами заметен, но все же не столь значителен, как в дневные часы. При таком освещении лучше всего стараться, чтобы солнечные лучи освещали объекты в кадре под углом. Тени при этом позволят передать объем и глубину. Само же солнце лучше в кадр не включать, особенно, в те моменты, когда оно успело подняться (утром) или пока еще находится (вечером) довольно высоко над горизонтом, и интенсивность его свечения существенна. Практически наверняка на снимке появятся блики (или «солнечные зайчики»). Впрочем, и в контровом свете могут получаться эффектные фотографии. Все зависит от Вашей задумки, Вашего видения.

Украина, Крым, Коктебель, 2009 Nikon D80, 18мм, 1/8, f/16, iso 100

Безусловно, приведенные мной описания довольно схематичны. У природы всегда есть куча факторов, которые могут повлиять на освещение кардинально. Одни облака чего стоят. У меня был случай в Крыму, когда в хороший солнечный день я, набрав пять сотен метров высоты, поднялся на верхнее плато Чатыр-Дага. Долго бродил там, выискивая интересную точку для съемки заката. И когда все-таки нашел, неожиданно приплыл дождевой фронт, закрыл черными тучами все небо, включая солнце, и того самого закатного света я так и не увидел.

Осадки могут и помогать. Во время одной из съемок на Демерджи, небо было затянуто массивными облаками, то и дело срывался моросящий дождь. Но, ближе к вечеру облачность стала потихоньку рваться ветром на части, а из образовавшихся прорех на землю проникали солнечные лучи. Это было очень красиво и совсем не похоже на то описание вечернего света, которое я привел выше.

Все эти примеры говорят о том, что подготовиться и предсказать каким будет свет в тот или иной день – невозможно. Условия могут быть очень разными, и настроение одного и того же места в разные дни может кардинально отличаться. Именно поэтому мы говорим о ловле света. Есть такая поговорка: на ловца и зверь бежит. Стать ловцом света очень просто. Нужно постоянно практиковаться, снимать в самых разных условиях, изучать и анализировать свои снимки, признавать и исправлять ошибки. И «зверь» не заставит себя долго ждать.