Fantastic Factory

Первые шаги пейзажной фотографии

Начиная с этого времени пейзажная фотография стала широко применяться как профессионалами, так и любителями, оставаясь популярной и сохраняясь скорее вопреки, а не благодаря самым разным фотографическим процессам, которые сменяли друг друга на протяжении последующих лет. Первую фотографию получил Ньепс, но первый практический метод фотографирования появился после его смерти в результате опытов Луи-Жака Манде Дагера, который прежде работал с Ньепсом. Он изобрел дагеротипию, многие образцы которой сохранились до наших дней. Дагеротипы представляли собой небольшие четкие изображения на серебряных пластинках, которые обычно вставлялись в отделанные бархатом футляры в форме книги.

Дагеротипия была продолжительным, сложным и не совсем безопасным процессом, поскольку при проявлении светочувствительного слоя приходилось иметь дело с парами йода, а при закреплении - с парами ртути; кроме того, полученное изображение трудно было рассматривать, так как материал основы отражал свет. Способ Дагера не позволял размножать снимки и требовал длительной выдержки, на первых порах до 15 мин. Тем не менее это изобретение поразило воображение целого поколения, и до появления в 1840 г. объектива с относительным отверстием 1:3,6, который позволил делать портреты, пейзажи были основным объектом съемки.

В калотипии, пришедшей на смену дагеротипии, использовался бумажный негатив; изображение получалось мягким, и это особенно подходило для съемки пейзажа. Музей науки, Лондон

Следующим шагом было появление калотипии, которую изобрел англичанин Вильям Генри Фокс Тальбот. Фокс Таль-бот, как его обычно называют, может с полным основанием считаться родоначальником фотографии в том виде, в каком она существует по сей день, поскольку он стремился не к получению единственного позитивного изображения предмета, а к созданию промежуточного негатива, с которого можно было бы делать копии. Он добился этого еще в 1835 г., однако полностью переключился на усовершенствование своего процесса только в 1839 г., когда узнал об экспериментах Дагера. В течение года Тальбот разработал калотипию - способ получения позитива с использованием бумажного негатива. Изготовленные этим способом снимки отличались мягким рисунком, были чуть размытыми по краям и напоминали рисунки углем, поэтому калотипия считалась особенно подходящей для пейзажной съемки. С появлением негатива стало возможным получать много изображений одного и того же объекта, и это побудило Тальбота издать первую книгу, иллюстрированную фотографиями. Она называлась «Карандаш природы», и многие иллюстрации в ней представляли собой пейзажные снимки.

В последующие годы появились и другие фотопроцессы, но основным шагом вперед стало применение мокроколлодионного способа, который предложил в 1850 г. Фредерик Скотт Арчер. Вероятно, это был один из самых трудоемких и неудобных процессов, поскольку фотографу приходилось готовить эмульсию, наносить ее на стеклянную пластинку непосредственно перед употреблением и затем экспонировать пластинку в мокром виде. Фотограф, занимавшийся съемкой пейзажа в то далекое время, поневоле напоминал вьючное животное, так как ему приходилось носить с собой не только большой и тяжелый фотоаппарат, но и портативную лабораторию для изготовления пластинок. Все это снаряжение обычно переносилось на спине или перевозилось в лаборатории на колесах, которая походила на большую тачку. Конечным итогом мокроколлодионного процесса были отпечатки, которые изготавливались контактным способом с проявленных пластинок, а также коллодионные позитивы, т. е. небольшие изображения на стеклянной основе, получаемые наложением негативной пластинки на черный бархат. Эмульсия отражала свет и образовывала светлые участки, а бархат, видимый сквозь прозрачное стекло, создавал тени.

Две фотографии, сделанные Джосефом Гейлом, который одним из последних отказался от мокро-коллодионного способа. Музей «Кодак»

От мокроколлодионного процесса оставался всего один шаг до сухих пластинок, а затем и до первых катушечных пленок, появившихся в 1885 г. С этого момента катушечная пленка господствовала вплоть до 1982 г., когда фирма «Кодак» разработала светочувствительный материал в виде круглого плоского диска, на котором небольшие изображения располагаются по окружности (такую идею пытались осуществить столетием раньше - в 1886 г., когда появилась камера Стерна, в которой стеклянные пластинки в промежутках между экспозициями перемещались подобно диску). Катушечные пленки стали более чувствительными, меньшего формата и лучшего качества, и в настоящее время, несмотря на широкое применение пленок среднего и большого формата, 35-мм пленка стала почти универсальной как в любительской, так и профессиональной фотографии; поэтому неудивительно, что пейзажная съемка, пережившая все превратности, связанные с изменением технологических процессов, продолжает существовать, не утратив прежней популярности.