Fantastic Factory

О чем эта книга?

Итак, мы перечислили объекты съемки, а какими же должны быть приемы, чтобы запечатлеть их на пленке? Эти приемы будут подробно описаны ниже. Любой вид съемки должен начинаться с выбора аппаратуры, необходимой для конкретной цели. В наше время, когда фотоаппараты сравнительно недороги, а выбор довольно широк, как раз и можно совершить ошибку либо по неосведомленности, либо из-за соблазна купить то, что выглядит привлекательным в рекламных изданиях, но потом оказывается малопригодным на практике. Чтобы приобрести именно то, что нужно для предстоящей съемки, надо прежде всего суметь отделить то, что вам хочется, от того, что вам нужно.

Важность применения отдельного экспонометра можно оценить по этому снимку. Экспозиция для стены здания требовала диафрагмы 16, для ярко освещенной части катера - диафрагмы 11, для крыши здания диафрагма была выбрана равной 8, а для ветвей дерева увеличена до 4; все значения можно было получить из положения съемки с помощью «спот»-экспонометра, измеряющего яркость небольших отдельных участков объекта. (Снимок был сделан при диафрагме 11.)

Поскольку современная автоматическая аппаратура выглядит весьма соблазнительно, то, возможно, вам захочется иметь самый последний образец и испробовать все его возможности, однако в конце дня вас начнут терзать сомнения, действительно ли вам нужен именно этот аппарат, именно этот объектив и т. д. Придется ли вам использовать все их возможности, или половина их достоинств останется без применения в процессе той работы, которой вы собираетесь заняться? Точно так же не следует покупать слишком простую аппаратуру. Очень легко сделать ошибку, купив автоматический аппарат, полагая, что он сам сделает все необходимое для получения хорошего снимка. Даже самые сложные аппараты требуют осознанных действий фотографа. Автоматический аппарат может помочь на первых порах, но скоро вы почувствуете, что он вас уже не удовлетворяет. Существует четкая граница между аппаратом, обладающим такими свойствами, которые могут понадобиться вам в дальнейшем, и аппаратом, характеристики которого никогда не придется использовать полностью. В следующей главе книги говорится о том, как определить эту границу и купить такую аппаратуру, которая действительно нужна для того, чтобы овладеть искусством пейзажной съемки.

Читая книгу дальше, вы узнаете, как пользоваться этой аппаратурой, как установить диафрагму, выдержку, навести на резкость, а также как правильно определить экспозицию и применять фильтры и сменные объективы. Очень важным моментом является освещение снимаемого пейзажа, поэтому способы оценки и использования света выделены в отдельную главу. Далее излагаются основные правила композиции снимка, а в конце книги есть глава, посвященная специальным приемам, выходящим за рамки традиционной пейзажной съемки. В ней вы найдете подробности о применении некоторых особых фильтров, сведения о многократном экспонировании, об особенностях применения пленок, чувствительных к инфракрасным лучам; вы узнаете, как создать и использовать прием мягкого фокуса, как сделать панорамный пейзажный снимок, как использовать подвижки в фотокамере и что они могут дать. В этой же главе кратко описываются методы работы, применяемые в фотолаборатории при обработке светочувствительных материалов, такие как маскирование и соляризация, а также говорится о применении структурных растров.

После того как читатель узнает все необходимое для успешного занятия пейзажной съемкой, его ждет еще одна, последняя глава книги. В ней рассказывается о наклеивании и окантовке снимков, а также о реальных возможностях их использования: о показе на выставках, продаже, публикации в журналах и участии в фотоконкурсах.

Автор надеется, что сведения, изложенные на страницах этой книги, окажутся полезными для фотографов любой квалификации, интересующихся съемкой самых разнообразных видов пейзажа. Возможно, в некоторых местах информация покажется иному читателю довольно элементарной, но это сделано сознательно. Мы живем в такое время, когда большинство тех, кто хотел бы заняться фотографией, в состоянии купить очень сложные фотоаппараты; к сожалению, многие не представляют себе, что по существу происходит в аппарате в момент нажатия спусковой кнопки. Если вы принадлежите к этой категории, то советуем прочитать и усвоить основные сведения о фотоаппаратуре, выдержках, диафрагмах и т. д. Если же эта информация не является для вас новой, то можно пропустить одну-две главы.

Материал книги излагается в естественной последовательности, т. е. сначала приводятся необходимые сведения о фотоаппаратах и объективах, затем читатель постепенно знакомится с основными приемами пейзажной съемки и только после этого описываются более сложные и специальные виды съемки. Если вы не поняли техническую сторону какого-либо вопроса в самом начале или просто забыли какие-то детали по мере чтения книги, то можете обратиться к словарю фотографических терминов, который помещен в конце книги.

Каждый, у кого когда-либо был фотоаппарат, вероятно, пробовал фотографировать пейзажи хотя бы для того, чтобы запечатлеть любимое место отдыха. Многие этим и ограничиваются, но обязательно находятся и такие, у кого пробуждается интерес к пейзажной фотографии; они в конце концов покупают более сложную аппаратуру в надежде получить лучшие результаты. К сожалению, чаще бывает наоборот. Первоклассная фотоаппаратура еще не гарантирует первоклассных снимков. Залогом успеха является сочетание правильных приемов съемки и умения найти интересный объект и сфотографировать его наилучшим образом. Предлагаемая книга научит вас и тому и другому. Итак, если вы хотите совершенствоваться в области пейзажной фотографии, приступайте к чтению.