Fantastic Factory

Однообъективные 35-мм фотоаппараты

В настоящее время самым распространенным типом фотоаппарата, конечно же, является 35-мм однообъективный зеркальный аппарат, которым в равной мере пользуются и начинающие, и опытные фотографы. Хотя такая камера чрезвычайно подходит для съемки пейзажа, не обязательно останавливать свой выбор именно на ней. Однако вследствие популярности этого фотоаппарата рассмотрим его более подробно.

Красный фильтр можно использовать для придания выразительности самым простым объектам. Джон Рассел

Основные преимущества однообъективного зеркального аппарата независимо от его формата заключаются в возможности применять разные объективы, а также видеть действие каждого из них непосредственно на матовом стекле видоискателя. Последнее остается самым важным даже для фотографа-пейзажиста, которого не слишком волнует наличие параллакса, поскольку при съемке стандартным объективом он чрезвычайно мал на расстоянии более двух метров. В настоящее время выпускается много моделей однообъективных зеркальных камер, которые можно подразделить на несколько основных видов.

Однообъективный зеркальный аппарат с полностью ручным управлением сегодня, пожалуй, несколько устарел. Выдержку и диафрагму в нем устанавливает фотограф; встроенное экспонометрическое устройство отсутствует. Такой аппарат очень хорош для пейзажной съемки, но современные предприятия не выпускают его для 35-мм формата. Однако в продаже имеется много подержанных аппаратов в очень хорошем состоянии, и начинающему фотографу с ограниченными средствами скорее имеет смысл купить именно такой аппарат, чем платить те же деньги за современную камеру, которая может оказаться совершенно не подходящей для поставленной цели.

Простота в обращении в сочетании с универсальностью делает 35-мм однообъективный зеркальный аппарат самым распространенным аппаратом среди фотографов, всерьез занимающихся пейзажной съемкой.

Каждое крупное предприятие, выпускающее 35-мм одно-объективные зеркальные фотоаппараты, изготавливает их с системой ТТЛ, при этом способы сопряжения экспонометрических устройств с механизмами установки выдержки и диафрагмы камеры бывают разные. В некоторых аппаратах экспозиция определяется показаниями стрелочных или световых индикаторов. Это в основном ручные аппараты, в которых выдержка и диафрагма устанавливаются вручную, но видоискатель снабжен устройством, которое показывает фотографу правильную экспозицию. Это могут быть две стрелки, совпадающие при правильном определении экспозиции, или светодиоды, загорающиеся друг против друга, а то и просто двухцветные индикаторы, которые загораются красным светом при неправильной установке экспозиции и зеленым, когда экспозиция определена правильно.

Независимо от вида устройства способ определения экспозиции один и тот же. Фотограф выбирает выдержку, а затем поворачивает диафрагменное кольцо до тех пор, пока устройство не покажет, что экспозиция установлена правильно. Можно сделать наоборот - выбрать диафрагму и поворачивать головку установки выдержки до установления нужной экспозиции. В некоторых более старых моделях камеры экспозицию приходится определять при диафрагмировании объектива до рабочей величины апертуры, поэтому при измерении экспозиции матовое стекло видоискателя будет темнеть по мере поворота кольца установки диафрагмы в сторону меньших ее значений. Однако все современные однообъективные зеркальные аппараты позволяют измерять экспозицию при полностью открытой диафрагме, т. е. она открыта в процессе измерения и закрыта только в момент экспонирования. Такие аппараты чрезвычайно удобны для съемки пейзажа.

В автоматических фотоаппаратах с предварительным выбором одного из экспозиционных параметров система ТТЛ становится более сложной. Существуют два типа таких аппаратов: с приоритетом по выдержке и приоритетом по диафрагме. В первом случае фотограф выбирает выдержку, а аппарат автоматически устанавливает нужную диафрагму в момент экспонирования; во втором случае фотограф задает диафрагму, а автомат подбирает правильную выдержку. Большинство аппаратов с системой ТТЛ относится к одному из этих типов, но существуют и модели, в которых реализованы оба вида автоматики - как с приоритетом по выдержке, так и с приоритетом по диафрагме. Некоторые фотоаппараты работают в так называемом программном режиме, когда в соответствии с программой автоматика камеры устанавливает самостоятельно и выдержку, и диафрагму. Среди моделей с автоматическим выбором одного параметра преобладают аппараты с приоритетом по диафрагме.

Автоматические аппараты также можно разделить на два типа по иному принципу: аппараты с возможностью перехода с автоматического управления на ручное и аппараты, в которых такая возможность отсутствует. В первом случае управление может осуществляться разными способами. Самый простой способ предусматривает наличие обычных механизмов установки выдержки и диафрагмы; эти параметры устанавливаются вручную при отключенной автоматике и не связаны с показаниями экспонометра. В других случаях имеется кнопка, которая позволяет фотографу измерять экспозицию, варьируя выдержкой или диафрагмой до получения необходимого сочетания. Большинство автоматических однообъективных зеркальных аппаратов имеет также устройство «экспокоррекции» для увеличения или уменьшения экспозиции в 2-4 раза (1-2 ступени) по сравнению со значением, задаваемым экспонометром; кроме того, на многих моделях имеется «экспопамять» - устройство, которое фиксирует определенное показание экспонометра и держит его в памяти автоматики, чтобы обеспечить эту экспозицию даже при изменившихся условиях освещения или иной композиции кадра.

Если автоматический аппарат рассматриваемого типа имеет то или иное средство ручного управления, он подходит для пейзажной съемки. Поскольку качество получаемого снимка часто зависит от правильной установки глубины резко изображаемого пространства, а следовательно, и правильного выбора диафрагмы, то модель с приоритетом по диафрагме обладает преимуществом по сравнению с моделью, имеющей автоматику с приоритетом по выдержке. Большинство фотографов, занимающихся пейзажной съемкой всерьез, сходятся на том, что наилучшим видом ручного управления все же остается такой, при котором автоматика отключается и комбинация выдержки и диафрагмы устанавливается вручную обычным способом.

Если аппарат не имеет ручного управления, то его можно назвать полностью автоматическим; обычно он работает в программном режиме или имеет автоматику с приоритетом по диафрагме, но при этом фотограф не имеет возможности отступить от показаний экспонометра. По причинам, о которых будет сказано в последующих главах, при съемке пейзажа часто наблюдается значительная разница между экспозицией, которая кажется правильной, и той, которая является правильной на самом деле. Поэтому, хотя автоматические однообъективные зеркальные аппараты и можно применять в пейзажной съемке, они все-таки не очень рекомендуются.

Другим распространенным типом 35-мм фотоаппаратов являются дальномерные, или незеркальные, аппараты. Среди них есть очень совершенные модели, которые в той же мере, что и зеркальные аппараты, обладают сложной автоматикой и позволяют применять сменные объективы. В основном такие камеры выпускаются в «компактном» исполнении, лишь немногим отличающемся от сверхусложненных аппаратов, в которых роль фотографа сводится только к тому, чтобы нажать кнопку. При отсутствии зеркального видоискателя, естественно, возникает параллакс, но, как мы уже отмечали, он не создает особых трудностей при съемке пейзажа. Более серьезным недостатком является отсутствие во многих аппаратах этого типа возможности управления экспозицией. Некоторые аппараты являются автоматическими с приоритетом по выдержке или диафрагме, другие работают в программном режиме, но, исключая некоторые дорогостоящие модели, ручное управление в них не предусматривается. Хорошие пейзажные фотографии можно получить и с помощью таких компактных аппаратов, но в большинстве своем они не рекомендуются для тех, кто всерьез работает в этом жанре; исключение составляют, естественно, самые совершенные и дорогие модели.

Прежде чем закончить описание 35-мм фотоаппаратов, следует упомянуть автоматику наводки на резкость, называемую автофокусом. Она завоевывает все большую популярность и устанавливается на многих незеркальных аппаратах, о которых говорилось выше. Она также начинает появляться на одно-объективных зеркальных аппаратах в виде специальных объективов с автофокусировкой. В некоторых таких аппаратах для облегчения фокусировки в видоискателе видны светодиоды, которые показывают фотографу, в каком направлении надо поворачивать фокусировочное кольцо объектива до получения резкого изображения; в момент точной наводки загорается третий светодиод.

Такие устройства и автоматика необходимы в первую очередь фотографу, которому приходится делать наводку на резкость в спешке, а также людям со слабым зрением, но тем, кто серьезно занимается пейзажной съемкой, они мало дают сверх того, что можно с тем же успехом, а то и лучше сделать, пользуясь видоискателем. Система автофокуса вовсе не обязательна, а в некоторых случаях даже помеха, так как это устройство может сработать по той части объекта, которую фотограф хотел вывести из границ резко изображаемого пространства. Если вы вынуждены пользоваться таким аппаратом при съемке пейзажа, то убедитесь, что в нем имеется устройство «памяти» фокусировки, с помощью которого можно сделать наводку на резкость по интересующей вас части объекта и зафиксировать это положение, а потом переместить поле изображения видоискателя на весь объект съемки. Без такого устройства фокусировка будет изменяться с изменением положения аппарата.