Fantastic Factory

Крупноформатные фотоаппараты

В этом разделе мы переходим к крупноформатным аппаратам. Хотя многие модели этого типа имеют сменные задние магазины, как и среднеформатные аппараты, позволяя снимать на пленку типа 120 или 220, гораздо чаще они применяются для съемки на отдельные листы плоской форматной пленки, вставленной в специальные кассеты; формат плоской пленки бывает разный - от 10,8 х 8 см и 12,5 х 10 см до 25 х 20 см. Несколько крупноформатных аппаратов выпускаются в варианте однообъективных зеркальных камер, но большинство повторяет стиль студийных (павильонных) моделей. Такой аппарат состоит из передней панели, на которой установлен объектив, и задней панели, которые связаны растягивающимся мехом. Оба конца опираются либо на основание, либо на направляющую штангу; в последнем случае аппарат чаще называют монорельсовой камерой.

Монорельсовая камера или любая техническая модель, допускающая возможность перемещения ее частей, очень удобна для тех, кто занимается пейзажной фотографией.

При съемке аппарат устанавливается на штатив, а затвор, обычно встроенный в объектив, открывается вместе с диафрагмой, установленной на максимальную величину. Снимаемый объект рассматривается на матовом стекле в задней части аппарата, затвор закрывается и устанавливается требуемая экспозиция. Пленка в темноте заряжается в кассету и плотно закрывается непрозрачной заслонкой. В нужный момент кассета вдвигается в прорезь в задней стенке камеры в той же плоскости, что и матовое стекло, непрозрачная заслонка вынимается, производится экспонирование и заслонка задвигается обратно. После этого кассета с экспонированной пленкой вынимается из аппарата.

Применительно к пейзажной съемке, павильонные аппараты обладают рядом преимуществ по сравнению с любым другим типом аппаратов. Сверхкрупный формат обеспечивает очень высокое качество снимков по сравнению с широкой пленкой или 35-мм пленкой; очень большой экран значительно облегчает построение кадра (хотя изображение и перевернуто); но, пожалуй, самым важным преимуществом является возможность перемещений отдельных частей камеры. Так, например, для исправления или изменения перспективы кадра панель объектива и заднюю стенку аппарата можно смещать вверх и вниз или налево и направо параллельно друг другу, а также поворачивать на разные углы. О том, как это происходит и к каким результатам приводит, подробно говорится в главе, посвященной специальным приемам съемки.

Многие фотографы, решив купить самую лучшую аппаратуру для определенного вида съемки, игнорируют студийные камеры, считая их слишком профессиональными и дорогими. Однако можно купить хорошие подержанные экземпляры, заплатив чуть больше, чем за современный однообъективный зеркальный фотоаппарат. Правда, они несколько громоздки и далеко не идеальны для тех, кто целые дни ходит пешком, делая попутно снимки. Для специалиста же, увлеченного своим делом, который отправился из дома, чтобы сделать один-два необычных снимка, аппарат павильонного типа не имеет себе равных.