Fantastic Factory

Экспонометры и другие фотопринадлежности

В следующей главе мы рассмотрим значение правильной экспозиции в пейзажной съемке и увидим, что экспонометр, встроенный в фотоаппарат, может иногда давать неверные показания. Несмотря на то что в большинстве современных аппаратов имеется встроенный экспонометр того или иного вида, все же бывают случаи, когда приходится пользоваться отдельными ручными экспонометрами.

Важность определения экспозиции по сюжетно важной части объекта. В данном случае она определялась для неба и воды, а все остальное изображено в виде силуэта. Если бы экспозиция устанавливалась по песку или горам, то снимок производил бы гораздо меньшее впечатление. Джон Рассел

В первых экспонометрах применялись селеновые фотоэлементы. При попадании света на селеновую пластинку возникает небольшой электрический ток, который отклоняет стрелку гальванометра. Чем ярче свет, тем больше величина тока и тем больше отклонение стрелки. Светоприемники, изготовленные из сернистого кадмия, работают иначе. Они не вырабатывают ток, но при попадании на них света начинает расти их сопротивление. Поэтому при наличии небольшой батарейки их можно использовать для измерения интенсивности света. Сернисто-кадмиевые светоприемники лучше реагируют на очень слабые уровни освещения, чем селеновые, но они слишком чувствительны к красным лучам и иногда имеют большую инерцию, так как обладают способностью «запоминать» предыдущие измерения. Есть и другие виды светоприемников: «синие» кремниевые и галлиево-мышьяково-фосфорные фотодиоды. Кремниевые фотодиоды практически безынерционны по сравнению с сернисто-кадмиевыми, однако могут давать неверные показания при сильных колебаниях температуры; галлиево-мышьяково-фосфорные фотодиоды подобны кремниевым, но более надежны при температурных перепадах. Последние два типа чаще всего связаны со светодиодами, а не со стрелкой гальванометра.

Ручными экспонометрами можно пользоваться для определения экспозиции по результатам измерения яркости в отраженном свете непосредственно от объекта съемки, не меняя положения аппарата, что особенно удобно при определенных видах пейзажной съемки. Такие экспонометры можно применять и для определения экспозиции по результатам измерения освещенности в падающем свете. Для этого на экспонометр надевают небольшую насадку из полупрозрачной пластмассы, которая, конечно, задерживает определенный процент света, но измеряет свет, не отраженный предметом, а падающий на него. При этом экспонометр держат около объекта и обращают его в сторону фотоаппарата.

Определение экспозиции по сюжетно важной части объекта является одним из основных моментов в пейзажной съемке, однако бывают случаи, когда этот сюжетный центр находится на расстоянии 1-2 км. Вот тогда наступает очередь «спот»-экспонометра, предназначенного для измерения яркости отдельных небольших участков объекта (точечного измерения). Такой экспонометр, вероятно, является самым необходимым для фотографа-пейзажиста. Он представляет собой устройство, подобное зеркальной системе выбора кадра в однообъективных зеркальных аппаратах со встроенным экспонометром, но отличается очень малым углом зрения, который не превышает одного градуса. Такой экспонометр можно применять для определения яркости небольших объектов в центре пейзажа, поскольку он дает наиболее точные значения. О том, как пользоваться подобным экспонометром, будет сказано в следующей главе.

Штатив относится к принадлежностям, которые хотя и не являются обязательными при съемке пейзажа, но могут оказаться незаменимыми в определенных условиях. В тех случаях, когда приходится снимать длиннофокусным телеобъективом, штатив необходим, чтобы предотвратить сотрясение аппарата; часто он нужен при ночных съемках и, кроме того, облегчает работу в тех случаях, когда фотограф хочет максимально отработать композицию кадра, а потом сохранить ее неизменной во время установки на аппарат различных вспомогательных устройств (фильтров и т. п.). При работе со штативом советуем выбирать наиболее устойчивый; бессмысленно пользоваться опорой, которая будет колебаться при настройке аппарата.

Светозащитные (солнечные) бленды часто остаются за пределами внимания фотографов, однако они необходимы для защиты аппарата от попадания лучей, не участвующих в образовании изображения, особенно при съемке против света. Бленды должны быть глубокими и иметь внутри черную матовую поверхность. Если на поверхности появляются царапины, то необходимо снова зачернить их. Следует иметь несколько бленд разных диаметров для установки на разные объективы. Бленда, подходящая для стандартного объектива, будет заслонять углы кадра на широкоугольном объективе и наоборот, если бленда рассчитана на широкоугольную модель, то защитное действие ее снизится при установке на стандартный объектив.

Для фотографа, занимающегося пейзажем, важно также иметь кофр - хорошую сумку для переноса аппаратуры, однако не старайтесь покупать слишком большую. Пейзажная съемка, как никакая другая, связана с длительными походами, и сумка, показавшаяся умеренно тяжелой в начале пути, через несколько часов начнет тяготить вас. Поэтому купите сумку такого размера, чтобы в ней помещались ваши принадлежности, но не более; желательно, чтобы она была из легкого материала и с широким ремнем, чтобы ее удобно было нести через плечо.

Тем, кто предпочитает распределять вес аппаратуры более равномерно, лучше вместо сумки приобрести специальный жилет. Обычно он изготавливается из тонкой, но прочной ткани, имеет надежную молнию спереди и целый ряд карманов как снаружи, так и внутри. Карманы делаются большие, с мягкой подкладкой, некоторые имеют застежку-молнию, другие - застежку из синтетической ткани («липучку»). Такой жилет позволяет носить аппарат, объективы, фильтры, пленку и т. п. в удобных местах и легко доставать любой предмет, когда он понадобится. Жилеты особенно необходимы фотографу-пейзажисту, которому подчас приходится отшагать много километров со всеми необходимыми принадлежностями, чтобы сделать один-единственный снимок.

Электронные вспышки редко применяются в пейзажной фотографии, хотя иногда они могут пригодиться для подсветки слишком глубоких теней. Если вы не собираетесь использовать такую вспышку как-то иначе, то не приобретайте слишком сложную, лучше купите небольшую автоматическую модель с умеренным ведущим числом и синхронизирующим шнуром, а не только с центральным контактом («горячим башмаком»). Кроме того, стоит потратить еще немного денег на удлинительный шнур, чтобы в случае необходимости поместить вспышку на расстоянии от аппарата.

Моторные приводы и автовзводы («виндеры») мало используются в пейзажной фотографии, хотя они начали применяться во всех видах съемки просто для уменьшения действий, производимых вручную. Если моторный привод по существу не нужен фотографу-пейзажисту, то виндер, надо признать, удобен, когда нужно снять один и тот же объект несколько раз, а фотограф не хочет нарушать тщательно построенный кадр, отводя аппарат от глаз. Считайте эти принадлежности роскошью: если средства позволяют вам купить одно из таких устройств, то купите, но не за счет отказа от других, более нужных вещей, таких как фильтры и солнечные бленды.