Fantastic Factory

Предварительная подготовка

При съемке пейзажа фотограф не может «создать» или «расположить» снимаемый сюжет, как это бывает при некоторых других видах фотографии, поэтому отыскание подходящего объекта - это в основном вопрос удачи. Тем не менее можно создать определенные предпосылки для такой удачи, если подготовиться к съемке заранее. Некоторые пейзажи выглядят лучше всего в определенное время суток или при определенной погоде. Надо быть просто счастливчиком, чтобы всегда с первого же раза «ухватить» нужное сочетание всех условий. Поэтому предварительная подготовка имеет очень большое значение.

Советуем начать с путешествия по выбранной местности и ограничиться на первый раз знакомством с характером этой местности. Рассмотрите деревья, дома, расположение растительности на открытых пространствах, обратите внимание на освещение тех участков, которые попадут на снимок. Сделайте «рамку» с помощью больших и указательных пальцев и посмотрите сквозь нее на расстоянии вытянутой руки, как это нередко делают кинорежиссеры. Может быть, такой прием и покажется кому-то слишком примитивным, но он вполне годится для того, чтобы приблизительно представить себе, как пейзаж будет выглядеть в кадре. На этом этапе не обязательно заниматься съемкой. Ваша задача - подыскать подходящие сюжеты для будущих снимков. Когда именно будет сделан этот снимок, зависит от того, какие условия вы сочтете наиболее подходящими для фотографирования данного сюжета.

Возьмите с собой записную книжку и, когда найдете интересное место, опишите его и не забудьте указать, как его найти. Определите, куда обращен объект и в какое время дня он будет лучше всего выглядеть. Если сюжет содержит элементы, вид которых меняется в зависимости от времени года, то следует решить, какой месяц наиболее подходит для съемки. Затем надо выбрать угол съемки и подходящий объектив, а также место, с которого вы будете фотографировать. После того как вы запишете или хорошо запомните всю эту информацию, вам останется лишь ждать подходящего момента, а когда он наступит, отправиться к выбранному месту и, не теряя времени, приступить к съемке. Поскольку вид пейзажа часто зависит от освещения, то основные трудности будут связаны именно с правильным выбором момента съемки, так как свет меняется буквально каждую минуту. Следовательно, если вы заранее найдете объект и определите угол съемки, то результаты будут намного лучше. Ниже приводятся три характерных примера, иллюстрирующих применение этих принципов на практике.

СЮЖЕТ 1. Небольшой, обращенный к югу коттедж, стоящий на изгибе узкой тропинки и частично закрытый густой листвой растущего перед ним дерева.

Подготовка. Самым неподходящим временем для съемки такого сюжета является полдень в середине лета. В это время солнце находится высоко над головой и немного спереди от дома. Освещение при этом плоское, тени практически отсутствуют. Кроме того, часть дома закрыта листвой. В этом случае можно приблизиться к дому и снимать широкоугольным объективом таким образом, чтобы объект оставался в видоискателе, а ветви отодвинулись, образуя рамку по краям кадра. Однако на практике такой вариант может оказаться неосуществимым из-за отсутствия подходящего объектива или из-за того, что дерево стоит слишком близко к дому. Тогда, вероятно, лучше снимать в зимние месяцы, когда на дереве нет листвы, и дом будет виден сквозь ветви, что само по себе может быть основой интересной композиции. Зимой солнце стоит низко над горизонтом, но если дом обращен к югу, то около полудня освещение все равно будет плоским фронтальным. Если снимать до полудня или во второй половине дня, то свет будет падать преимущественно с какой-то одной стороны и боковое освещение выявит фактуру стен.

Съемка. Выберите солнечный день зимой, ранней весной или поздней осенью и снимайте утром или во второй половине дня.

СЮЖЕТ 2. Дерево необычной формы, стоящее на вершине холма.

Подготовка. Такой объект можно фотографировать по-разному, получая при этом разные результаты. Если вы поставили себе целью просто запечатлеть само дерево в его зеленом убранстве, то лучше всего сфотографировать его весной, когда листва молодая и более зеленая, чем в последующие месяцы, или осенью, когда листья начали желтеть. Следует избегать переднего освещения, поэтому снимать надо таким образом, чтобы солнце освещало объект под углом. Впечатление будет совсем иным, если сфотографировать обнаженное дерево так, чтобы получить выразительный силуэт на фоне неба. Тогда лучшим временем года будет зима, ранняя весна или поздняя осень, т. е. периоды, когда небо достаточно облачное, а голые ветви подчеркивают силуэт. Особенно впечатляющие облака образуются при быстром прояснении неба после дождя, это надо обязательно запомнить. Применение широкоугольного объектива обычно усиливает перспективу по мере приближения к объекту и поэтому делает снимок более интересным. Есть еще один способ сфотографировать этот объект - опять-таки в виде силуэта, но на фоне заходящего солнца. Для этого необходимо снимать самым длиннофокусным объективом, чтобы солнце получилось большого размера, и, кроме того, выбрать такое положение, при котором дерево целиком попадало бы в кадр. Фотоаппарат в этом положении должен быть обращен на запад.

Съемка. Если вы хотите просто запечатлеть дерево на пленке, снимите его весной или осенью, в утреннее или вечернее время. Для получения более выразительного снимка следует фотографировать зимой, применяя широкоугольный объектив в дневные часы при необычной картине неба или длиннофокусный объектив во время захода солнца.

СЮЖЕТ 3. Пейзаж, впечатление от которого определяется картиной облачности.

Подготовка. При съемке на черно-белую пленку необходимо обзавестись нужными фильтрами. При съемке на цветную пленку они не обязательны, если только вы не стремитесь придать особый колорит небу. Облака обычно образуют более интересную картину весной и осенью, чем летом. Они могут быть выразительными и зимой, но создаваемое ими впечатление не всегда определяется контрастом между белыми облаками и голубым небом, фильтры же подчеркивают именно этот контраст, а не различия между черными и серыми тонами, которые мы чаще всего видим в это время года. Снимать против света не рекомендуется, кроме тех случаев, когда вы хотите получить особый эффект, имитирующий солнце, светящее из-за облаков. Если вы намерены сфотографировать обширный и интересный участок неба, то лучше снимать под прямым углом к направлению солнечных лучей. Поэтому надо заранее выбрать положение и время дня, чтобы облегчить себе эту задачу. Предпочтительней снимать рано утром или в конце дня.

Съемка. Весной или осенью выберите подходящий день и отправляйтесь в намеченное место, вооружившись соответствующими фильтрами.

Следует подчеркнуть, что описанных три сюжета являются лишь примерами. Сказанное выше вовсе не означает, что вы должны снимать эти объекты именно таким образом. Приводя эти примеры, автор ставил перед собой цель помочь фотографу научиться обдумывать свои действия заранее и готовиться к съемке до того, как появятся подходящие условия.

Важность предварительной подготовки к пейзажной съемке вряд ли можно переоценить, поэтому стоит потратить время на составление календаря климатических условий, наблюдаемых обычно в течение года в определенной местности. Несмотря на капризы погоды в отдельных районах земного шара, она может быть весьма стабильной в одни и те же месяцы из года в год, и такой календарь может очень пригодиться для определения погоды в ближайшие месяцы. Дело в том, что мы замечаем изменения погоды, лишь когда испытываем их на себе, но вспомнить, какая была погода, или предсказать ее на будущее часто бывает затруднительно. Естественно, для составления календаря понадобится целый год, но для фотографа-пейзажиста, который наблюдает за сменой времен года, двенадцать месяцев покажутся коротким сроком. После того как календарь будет готов, им можно пользоваться в течение многих лет. Разумеется, в разных странах и даже в пределах одной страны календари погоды будут разные. В качестве примера приводится календарь, составленный для юго-востока Англии.

МесяцПогодные условияПримечания
ЯнварьСнегопад. Дымка и туман. Солнце светит сквозь дым ку. Небо преимущественно облачное, но иногда ярко голубое, без облаков. Деревья голыеУдобное время для фотографирования заснеженных пейзажей, а также съемки утреннего солнца и дымки
ФевральДожди. Снег сходит. Ясно, но холодно. Солнце светит лишь несколько часов в день. Преимущественно пасмурно. Иногда можно наблюдать интересный за кат при низком уровне освещенности. Небольшой мороз. Деревья голыеНеподходящее время для фотографирования, исключая редкие ясные дни. Холодно
МартНебольшой мороз. Первые признаки весны. Иногда солнце светит весь день, но все еще холодно. Сильные дожди, сменяющиеся прояснениями и выразительной картиной неба. К концу месяца на деревьях появляются листья. Первые цветыПодходящее время для типичных зимних кадров - голые деревья на фоне эффектного неба. Во второй половине дня наблюдается характерное зимнее освещение
АпрельСолнце начинает ярко светить в голубом небе. Равное количество теплых и холодных дней. Некоторые деревья начинают цвести, на других появляются первые листья. Есть еще голые деревья. К концу месяца половина деревьев в цвету, половина покрыта листвойПервая возможность сделать весенние снимки. Рекомендуется снимать цветущие деревья на фоне голубого неба. Листья светло-зеленые и очень эффектны на снимках
МайМножество распустившихся цветов. Все деревья зеленые: Обычно неделю стоит очень жаркая погода. Эффектное небо. Отдельные дожди. Иногда грозыПодходящее время для съемки облаков - белые облака резко выделяются на голубом небе. Будьте готовы к съемке грозы при первых признаках ее приближения
ИюньСолнечно. Жарко. Грозы. Внезапная смена проливного дождя сиянием солнца создает интересную картину неба и вероятность появления радуги. Часто солнце светит утром и вечером, середина же дня бывает пасмурнойПервая возможность фотографировать вечером, когда погода и освещение лучше всего подходят для этой цели
ИюльВыдаются очень жаркие дни, но иногда пасмурно. Растительность пышная, зелень листвы темнеет. Большую часть дня солнце стоит высоко в небе. Небо бледно-голубое, облаков мало. Часто горизонт окутан дымкой, которая исчезает после дождяРекомендуется снимать только ранним утром или поздно вечером, когда освещение наиболее подходящее. Избегать тумана, размывающего изображение. Краски почти всегда слишком сочные Самое хорошее время для съемки - раннее утро или вечер
АвгустЖарко. Солнце высоко в небе.Ранним утром теплый воздух создает дымку. Небо чистое, голубое. К концу месяца часть листьев начинает желтеть
СентябрьСолнце светит по-осеннему. Вечера становятся короче. Темнеет рано. По утрам легкая дымка. Иногда туманы и дожди. Все еще довольно тепло. Листва начинает приобретать бурый оттенокПодходящее время для фотографирования пейзажа при ненастной погоде в сравнительно теплых условиях. Самый лучший месяц для ночной съемки - темнеет рано, но все еще тепло
ОктябрьИногда светит солнце. Дожди, туман и мгла. Почти все листья становятся бурымиИдеальный месяц для съемки осенних пейзажей - листья опадают, солнце еще светит
НоябрьСырость и туман, солнца очень мало. Сплошная облачность почти весь день. Листья скручены и опадают. За один-два дня дождь и ветер уносят всю листву с деревьевДля съемки пейзажа не рекомендуется
ДекабрьХолодно. Погода очень изменчивая. То пасмурно, то целый день ясно. Сильные ветры. По утрам морозит. К концу месяца часто выпадает снегПодходящее время для сочетания на снимке снега и зимнего солнца. Следует снимать при первом появлении солнца после очередного снегопада