Fantastic Factory

Выдержка

После того как выбраны сюжет и наиболее подходящий угол съемки, необходимо заняться техникой получения изображения на пленке. Тем самым мы переходим от эстетической стороны пейзажной фотографии к технической. Каждый фотоаппарат независимо от его формата и фокусного расстояния применяемого объектива имеет три основных устройства: наводки на резкость, установки выдержки и регулирования величины диафрагмы. Каждое из них связано с двумя другими, и все три нужно рассматривать совместно. Более всего связаны между собой выдержка и диафрагма, что создает основу для правильного определения экспозиции, наиболее важного условия получения хорошего снимка. В то же время каждое из этих трех устройств имеет и другие назначения.

Разные выдержки дают разные результаты при съемке движения. Первый снимок был сделан при выдержке 1/30 с, второй - при 1/1000 с.

Начнем с основных сведений. Затвор регулирует выдержку, т. е. продолжительность воздействия световых лучей на фотопленку. У большинства фотоаппаратов выдержка может изменяться в пределах от 1 с до 1/1000 с, хотя есть немало аппаратов с более широким диапазоном значений выдержки - от многих секунд до 1/4000 с. Принятый ряд значений выдержки составляет геометрическую прогрессию, т.е. каждое значение в два раза больше предыдущего и в два раза меньше последующего. Так, обычный ряд из одиннадцати значений выдержки имеет следующий вид: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000. (Переходы от 1/8 к 1/15 с и от 1/60 к 1/125 с не совсем соответствуют прогрессии, но поскольку разница ничтожно мала, то эти значения приняты для удобства пользования шкалой. Иначе после 1/8 следовали бы значения 1/16, 1/32, 1/64, 1/128 и т. д.) Для экономии места на шкале выдержки приводятся только знаменатели дробей: 1, 2, 4, 8,15, 30, 60, 125, 250, 500, 1000.

Помимо того что затвор позволяет обеспечить нужную экспозицию, от него также зависит характер изображения на снимке движущихся предметов, а также предотвращение возможности получения некачественного снимка из-за сдвига или сотрясения фотоаппарата во время экспонирования. Чем меньше выдержка, тем более «заморожено» движение и тем менее вероятно смещение аппарата. Скорость движения объекта не так важна при съемке пейзажа, как, скажем, при съемке движущихся объектов, когда фотограф может, установив малую выдержку, «заморозить» движение гоночного автомобиля или наоборот, выбрав большую выдержку, размыть очертания автомобиля, а фон сделать резким (в этом случае снимок будет иметь более импрессионистский вид). Фотограф-пейзажист редко сталкивается с необходимостью прибегать к подобным приемам, исключая, быть может, съемку таких объектов, как быстрые реки и водопады. В этих случаях можно установить очень короткую выдержку и получить изображение воды в виде застывших капель; большая же выдержка поможет придать воде некоторую нерезкость, и она будет походить на мягкую пушистую вату.

Таким образом, при фотографировании пейзажа выдержка используется главным образом для предотвращения последствий сдвига аппарата и регулирования экспозиции в соответствии с выбранной диафрагмой. Максимальная выдержка, при которой можно снимать с рук, зависит от применяемого объектива. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше максимальное значение выдержки. Как правило, для 35-мм формата максимальная выдержка равна величине, обратной фокусному расстоянию объектива. Следовательно, для стандартного 50-мм объектива максимальная выдержка должна составлять 1/50 с или, принимая ближайшее стандартное значение, 1/60 с. Аналогично для 200-мм объектива максимальная выдержка будет 1/250 с, для 500-мм объектива - 1/500 с. При съемке широкоугольными объективами можно устанавливать более продолжительную выдержку. Например, 24-мм объективом можно снимать с рук при выдержке 1/30 с. Следует помнить, что приведенные значения являются максимальными только для съемки с рук. На практике многие фотографы выбирают меньшую выдержку (по крайней мере на одно деление шкалы). Так, 35-мм фотоаппаратом со стандартным объективом обычно снимают при выдержке не более 1/125 с. Поскольку многие правила существуют для того, чтобы их нарушать, то поэтому можно фотографировать с рук и при выдержках, в несколько раз превышающих рекомендуемый максимум. Этот вопрос будет рассматриваться ниже, в главе, посвященной ночной съемке.