Fantastic Factory

Диафрагма

Между оптическими элементами объектива камеры имеется круглая диафрагма, состоящая из тонких металлических лепестков, которые открываются и закрываются, регулируя количество света, попадающего на пленку. Для получения воспроизводимых результатов степень открытия диафрагмы обозначается рядом чисел, одинаковых для всех объективов. Эти числа получаются делением диаметра отверстия диафрагмы на фокусное расстояние объектива и называются относительными отверстиями. Если взять в качестве исходного объектив с фокусным расстоянием 50 мм и диаметром отверстия диафрагмы 50 мм, то в результате деления одного числа на другое получим относительное отверстие, равное 1:1. Теперь уменьшим вдвое диаметр отверстия диафрагмы, разделим 25 мм на 50 мм и получим относительное отверстие, равное 1:2. Повторяя такие действия (т. е. уменьшая и далее диаметр отверстия диафрагмы вдвое при фокусном расстоянии 50 мм), получим значения относительных отверстий 1:4, 1:8 и т.д.

Несмотря на то что получилась естественная последовательность чисел (1, 2, 4, 8), этого недостаточно для эффективного регулирования экспозиции, так как при уменьшении или увеличении диаметра круга в два раза его площадь уменьшается или увеличивается в четыре раза. Значит, переход от одного относительного отверстия к другому означает умножение или деление предыдущей экспозиции на четыре, а это слишком много для ее регулирования. Поэтому используются промежуточные значения относительных отверстий и шкала диафрагменных чисел имеет вид: 1; 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8 и т.д. Обычно на шкале диафрагм стандартного объектива наносятся числовые значения от 1,4 до 16 или 22. Самое большое относительное отверстие сменных объективов, как широкоугольных, так и телеобъективов, обычно бывает меньше (т. е. крайнее значение диафрагменного числа больше).

Величины, обратные относительным отверстиям, называют диафрагменными числами и наносят на шкалу диафрагм.

Теперь, зная эти основные положения, нетрудно понять, что чем меньше числовое значение диафрагменного числа, тем больше открытие диафрагмы и наоборот. Очевидно также, что переход от одного значения шкалы к другому уменьшает или увеличивает в 2 раза количество света, проходящего сквозь отверстие диафрагмы, а именно: при движении вниз по шкале, т. е. в сторону уменьшения диафрагменных чисел, количество проходящего света возрастает, а при движении вверх по шкале - уменьшается.

Следовательно, диафрагму и выдержку можно непосредственно связать друг с другом. Раскрытие диафрагмы на одно деление шкалы и, следовательно, увеличение экспозиции в два раза можно скомпенсировать поворотом головки выдержек на одно деление в сторону уменьшения и тем самым уменьшить экспозицию в два раза. Наоборот, закрытие диафрагмы на одно деление шкалы равносильно увеличению выдержки на одно деление шкалы. Например, экспозиция при выдержке 1/125 с и относительном отверстии 1:8 (или, как принято говорить, диафрагме 8) обеспечивает попадание на пленку точно такого же количества света, как при выдержке 1/60 с и диафрагме 11 или 1/30 с и 16 соответственно.

Если же двигаться по шкале в другом направлении, то одну и ту же экспозицию можно получить, устанавливая выдержку 1/250 с при диафрагме 5,6, 1/500 с при диафрагме 4 или 1/1000 с при диафрагме 2,8. Следовательно, можно устанавливать разные значения диафрагмы соответственно выбранной выдержке. Можно также варьировать оба этих параметра, чтобы найти наилучшее сочетание в каждом конкретном случае. Когда уровень освещенности падает, нужно найти оптимальную диафрагму, которая в то же время соответствовала бы выдержке, позволяющей фотографировать с рук в случае отсутствия опоры для аппарата. При увеличении уровня освещенности надо уменьшить экспозицию, подбирая небольшие значения диафрагмы и выдержки.

Однако диафрагма используется еще для одной цели. Она участвует в фокусировке, т. е. наводке аппарата на резкость. Поскольку от этого процесса зависит выбор значения диафрагмы, необходимо подбирать и соответствующую выдержку для обеспечения требуемой экспозиции. Проблема заключается в регулировании глубины резко изображаемого пространства, и мы переходим к этому вопросу в следующем разделе.