Fantastic Factory

Мягкий фокус

Ландшафты, снятые с использованием эффекта мягкого фокуса, не являются действительно нерезкими, хотя на первый взгляд кажутся именно такими. В действительности они находятся в фокусе, но структура изображения такова, что его света распространяются на участки теней, придавая изображению общую мягкость рисунка. Существует несколько различных способов достижения этого эффекта, одни более дорогостоящие, чем другие, но независимо от применяемого метода надо иметь в виду следующие три основных положения. Лучшие результаты достигаются на высококонтрастных объектах съемки, содержащих яркие света на фоне темных теневых участков; боковое и контровое освещение помогает подчеркнуть контраст и таким образом содействует этому эффекту; рассеяние вообще уменьшается по мере диафрагмирования объектива, так что эффект мягкого фокуса проявляется лучше всего при средних и больших отверстиях диафрагмы.

При использовании приема мягкого фокуса в ландшафте часто выигрывают именно детали, а не общий вид. Этот снимок был сделан специальным мягкорисующим объективом

Наиболее дорогой способ получения мягкого изображения - применение специального, предназначенного для этой цели объектива. В таком объективе предусмотрено передвижение составляющих его оптических элементов, чтобы обеспечить различную степень аберрации. Чем больше аберрация, тем мягче изображение. Несколько типов таких объективов выпускаются для однообъективных зеркальных фотокамер, конструкция которых позволяет видеть эффект смягчения изображения сквозь видоискатель. Эти объективы обычно снабжены плавной регулировкой степеней мягкости в сочетании с различными диафрагмами, что позволяет исключительно тонко воздействовать на конечный результат.

Однако наиболее популярный метод смягчения изображения - это применение недорогого фильтра, специально предназначенного для этих целей. В материале этого фильтра вытравлена определенная структура, чтобы разделить световой поток перед тем, как он попадет в объектив. Форма этой структуры регулирует степень конечного эффекта. Вытравленные в таком фильтре концентрические кольца сильнее смягчают изображение при более открытых диафрагмах, чем при малых; множество случайно расположенных мелких точек создает равномерное мягкое изображение независимо от значений диафрагмы. Фильтры в виде растровых сеток и дифракционных решеток, разделяя световой поток, также до некоторой степени создают эффект мягкого фокуса.

Для смягчения изображения можно использовать также самодельные приспособления. Их назначение - рассеять световой поток перед тем, как он попадет в объектив. Один из наиболее простейших приемов заключается в нанесении очень тонкого слоя вазелина на прозрачный фильтр или пластину оптически плоского стекла, которые затем устанавливаются перед объективом. Эффект наиболее выражен, если вазелин распределен по краям, а в центре оставлено прозрачное пятно. Полученное изображение будет достаточно четким в центре и расплывающимся к краям кадра. Для получения подобного эффекта можно нанести и другие вещества на прозрачное стекло, устанавливаемое затем перед объективом, например лак для волос, который разбрызгивают из аэрозольной упаковки и дают ему высохнуть, или прозрачную клейкую ленту, которую накладывают концентрическими кругами и тоже дают ей высохнуть.

Черный нейлон, натянутый поверх объектива и удерживаемый на месте резинкой, позволяет получить эффектное рассеянное изображение, особенно подходящее для пейзажей, навевающих воспоминания о прошлом. Черный цвет лучше всего подходит для использования с цветной пленкой, так как изображение смягчается без добавления какого-либо избыточного цветового тона. Можно воспользоваться лоскутом цветного нейлона, чтобы придать изображению общий тон. Например, коричневый оттенок смягчает готовое изображение, придавая ему тон сепии. В черно-белой фотографии цвет материала менее важен. Постепенного смягчения изображения можно добиться вообще без какого-либо приспособления. Достаточно лишь слегка подышать на объектив непосредственно перед съемкой и затем сделать несколько снимков по мере того как туманная пленка на стекле постепенно светлеет. Если вы применяете зеркальную камеру, то можете наблюдать в окне видоискателя, как протекает этот процесс и соответственно выбрать момент съемки.

Большинство описанных здесь способов смягчения изображения связано с уменьшением количества пропускаемого света, так что это влияет на экспозицию. Однако увеличение экспозиции больших сложностей не представляет, так как экспонометр системы ТТЛ, на который в этом случае можно положиться, внесет необходимые поправки автоматически.