Fantastic Factory

Съемка в инфракрасных лучах

Инфракрасная фотопленка, как следует из ее названия, чувствительна к излучению с длинами волн за пределами видимого красного участка спектра в невидимом инфракрасном его диапазоне. Выпускается с эмульсиями двух видов - для черно-белой и для цветной фотографии. Несмотря на то что результаты съемки на этих двух видах пленки различны, они основаны на одном общем принципе действия. И та и другая пленка не отличаются хорошей сохранностью.

При съемке на черно-белую инфракрасную пленку листва становится белой, а небо - необычно черным. П. Г. Сивелл

При наводке на резкость также возникают трудности в связи с тем, что инфракрасные и видимые лучи фокусируются объективом в разных точках. Для фокусировки при съемке в инфракрасных лучах на установочной шкале расстояний фотокамер наиболее современных конструкций имеется метка в виде маленькой красной точки. Сфокусировав объектив на объект съемки, нужно запомнить цифру на шкале расстояний против традиционной метки и затем повернуть оправу объектива так, чтобы эта цифра установилась против метки для инфракрасных лучей. Естественный дневной свет содержит инфракрасное излучение, так что пейзажи можно с успехом снимать и на инфракрасную пленку.

Будучи чувствительной к инфракрасному излучению, такая пленка до некоторой степени чувствительна и к синему свету. Поэтому, чтобы получить оптимальные результаты, следует применять светофильтры. Для черно-белых эмульсий надо применять темно-красный фильтр, который поглощает синие лучи и пропускает преимущественно инфракрасные лучи. Растительность (трава и листья) отражает больше в инфракрасной области спектра, чем в видимой, так что при использовании черно-белых пленок она будет иметь на окончательном отпечатке белый тон. Небосвод будет совершенно черным. Контраст усилен, а действие атмосферной дымки практически исключено. Для инфракрасных пленок невозможно точно указать чувствительность в обычных единицах, но к пленке приложены рекомендации по экспонированию и, если следовать им, с толком применяя вилку экспозиций, можно получить вполне приемлемые результаты. В пасмурную погоду рекомендуется открыть диафрагму на одну ступень, так как при таких условиях уменьшается величина отношения интенсивности инфракрасного излучения к интенсивности видимого света.

При использовании оранжевого светофильтра и цветной инфракрасной пленки листва получается красной, а небо - зеленым

Фирма «Кодак» выпускает черно-белые инфракрасные пленки в 35-мм кассетах и в форматном виде. Их можно обрабатывать в стандартных проявителях и фиксажах. Но некоторые пластмассовые проявочные бачки пропускают инфракрасные лучи, так что пленка вуалируется. Чтобы избежать этого, оберните бачок листом пищевой фольги блестящей стороной наружу.

При съемке на цветную инфракрасную фотопленку вы получите действительно необычные результаты. Если не пользоваться светофильтрами, все изображение приобретет общий избыточный синий цветовой тон, а небо будет пурпурно-красного цвета. Если применить желтый светофильтр, то красные цвета запечатлятся как желтые, зеленая листва приобретет общий пурпурно-красный тон, а небо будет выглядеть синим. Зеленый светофильтр ослабит этот синий цвет, а листва станет более пурпурной. Оранжевый и красный светофильтры создают, возможно, наиболее впечатляющий эффект: листва становится оранжевой, синее небо - зеленым, а белые облака по контрасту начинают казаться желтыми. Цветная инфракрасная пленка выпускается фирмой «Кодак» под торговым названием «Эктахром». До сих пор в инструкциях по ее обработке указано, что она должна обрабатываться по устаревшему процессу Е4, хотя уже существует современный процесс Е6. Тем не менее некоторые лаборатории до сих пор выполняют эту работу. Выпускаются наборы химикатов и для обработки этой пленки в домашних условиях.