Fantastic Factory

Панорамные изображения

Общепринятый формат фотоснимков с отношением сторон 1:1,5 не соответствует нашему действительному восприятию. Поле зрения, перекрываемое человеческим глазом, более соответствует отношению 1:2,5, и этот формат особенно подходит для ландшафтных фотографий. Имеется несколько способов получения панорамных снимков с таким и даже с более широким охватом сюжета.

Возможно, наиболее простой и дешевый метод - сделать ряд черно-белых или цветных снимков и затем соединить их в одну большую панораму. Для этого установите фотокамеру на прочный штатив и убедитесь, что она стоит абсолютно в горизонтальном положении. Для этого нужно воспользоваться уровнем, если панорамная головка не снабжена им. Затем разделите в видоискателе фотографируемый сюжет на ряд изображений и сделайте несколько снимков, таким образом перемещая фотокамеру между кадрами, чтобы небольшой участок на одной стороне каждого изображения повторялся на противоположной стороне следующего. Проявление и печать выполните, как обычно, отпечатки обрежьте острым ножом или скальпелем и выравните в ряд, получив в результате широкую по охвату картину. Отпечатки надо соединять встык, никогда не накладывать внахлест. Общий эффект можно улучшить, если, не обрезая каждый отпечаток с одной стороны по прямой линии, тщательно отследить ножом на каждом отпечатке естественные границы, такие как дороги, заборы и т. п.

Панорамные снимки можно также получить с помощью специальных камер. Имеются панорамные камеры трех основных типов. Камера первого типа в момент экспозиции поворачивается на рукоятке. По мере ее перемещения пленка также движется вдоль щелевого затвора, так что изображение экспонируется сквозь эту узкую щель на отрезок пленки увеличенной длины. Диафрагмы соответствуют стандартным значениям, а скорость срабатывания затвора регулируется перед зарядкой пленки изменением ширины щели в щелевом затворе. Отношение размеров изображения до 1:6,5.

В панорамной камере второго типа и камера, и пленка остаются неподвижными, но объектив в момент экспозиции поворачивается вокруг центральной оси, экспонируя сюжет сквозь щель за задним элементом объектива, на изогнутую плоскость пленки. Диафрагма выбирается обычным путем, а скорость работы затвора определяется скоростью движения объектива. Снимки получаются с отношением сторон 1:2,5. Неизбежна некоторая деформация изображения, так как объекты в центре снимка выглядят крупнее, чем по краям. При съемках панорамной камерой третьего типа не наблюдается никакой деформации изображения. Корпус такой камеры увеличенного размера и рассчитан для 60-мм пленки типа 120 или 220, а широкоугольный объектив пригоден для построения изображения на значительно большем формате вплоть до 20 х 25 см. На пленке по существу образуется панорамный участок из центра этого квадрата с увеличенной шириной и стандартной высотой кадра. В результате отношение сторон на изображении достигает 1:3.

Панорамный эффект создается также с помощью специальных объективов. Нормальный широкоугольный и сверхширокоугольный объективы увеличивают изображение по ширине, но одновременно увеличивают изображение и по высоте. Если снимок, сделанный с помощью одного из таких объективов, обрезать затем сверху и снизу, то это дает приемлемый панорамный эффект. Однако если применять для получения панорамного эффекта объектив, то лучше использовать анаморфотную оптику. Анаморфотный объектив имеет два фокусных расстояния, не одинаковых в горизонтальном и вертикальном направлениях. Изображение сюжета, снятого таким объективом, нормально по высоте, но «сжато» по ширине.

Отпечаток, сделанный с такого негатива в увеличителе, оборудованным другим или тем же самым анаморфотным объективом, повернутым под прямым углом, нормален по ширине, но «сжат» по высоте. В результате будет получен панорамный формат, который в зависимости от использованного объектива может иметь различные соотношения сторон до 1:3. Анаморфотные объективы выпускаются как дополнительные приспособления к нормальным объективам, и чаще производятся в виде насадки, которая ввинчивается в посадочную резьбу для светофильтра стандартного объектива. Их можно применять и на проекторах, чтобы получить панорамные изображения со «сжатых» слайдов.

Все описанные до сих пор в этой главе специальные приемы касались стадии съемки. В рамках данной книги мы не можем останавливаться на этой теме подробнее. Но всем интересующимся ею рекомендуем книгу «Специальные эффекты в фотокамере», которая, подобно настоящей книге, издана в серии «Библиотека фотографа» издательством «Фокал пресс».