Fantastic Factory

Список наиболее типичных причин ошибок в экспозиции и борьба с ними

Объект на освещенном фоне

Это одна из наиболее сложных ситуаций с освещением. Пример - фигура человека на фоне снега, неба или воды. Высокая яркость фона вводит вашу камеру в заблуждение, так что главный объект выходит на снимке слишком темным.

Увеличьте экспозицию на полторы-две ступени.

Портрет на освещенном фоне

Объект на темном фоне

Камера старается запечатлеть темный фон как серый, отсюда передержка - и главный объект выходит слишком светлым.

Уменьшите экспозицию на полторы-две ступени.

Объект на темном фоне

Яркий объект

Наиболее типичный пример - снежная сцена; но те же проблемы могут вызвать, например, невеста в белом, белый медведь или любой светлоокрашенный объект. Ваша камера опять-таки окажется введенной в заблуждение, рассматривая объект как "средний", отсюда — недоэкспозиция, и на снимке он выйдет серым.

Увеличьте экспозицию на две - две с половиной ступени.

Яркий объект

Темный объект

К таковым относится пресловутый черный кот в угольном погребе или человек в черном плаще. И снова камера воспримет объект как "средний", отсюда переэкспозиция - и объект получится серым.

Уменьшите экспозицию на две-две с половиной ступени.

Темный объект

Съемка против света

В такую ситуацию попадает любой объект с расположенным позади него ярким источником освещения (например солнцем). Яркий фон влияет на установку экспозиции, и ваш главный объект либо окажется сильно недодержанным или вообще выйдет в виде силуэта. Иногда этот подход дает поразительные результаты, но лишь тогда, когда применяется намеренно.

Увеличьте экспозицию от одной до трех ступеней, в зависимости от яркости фона.

Съемка против света

Ярко освещенное небо в кадре

Небо обыкновенно куда ярче, нежели земля, так что если вы включите в кадр значительный участок неба, то экспонометр вашей камеры может обмануться и привести к недоэкспозиции пейзажа. Этого легко избежать, наклонив камеру при замере так, чтобы исключить из видоискателя небо, сняв экспозицию только с земли. Или увеличьте экспозицию на одну - три ступени, в зависимости от яркости неба.

Яркое небо в кадре

Высококонтрастная сцена

Цветная слайдовая пленка способна запечатлеть яркость в диапазоне примерно до 5 ступеней, тогда как цветная негативная — до 7. Но когда в яркую солнечную погоду диапазон яркостей в сцене может доходить до 9—10 ступеней, чем-то придется пожертвовать — либо самыми яркими деталями, либо теми, что в тени.

Если вы доверяете выбор фотокамере, она скорее всего покажет недодержку. Так что самое правильное — решить, какая часть картины самая важная, и измерять экспозицию по той же части.

Высококонтрастная сцена