Fantastic Factory

Большое о малом или малое в большом

Вы, наверное, слышали о шуточном споре философов о том, что первично, курица или яйцо. Одни говорили что курица, другие, что в начале появилась яйцо, а затем из него курица. И каждая из спорящих сторон была права. В фотографии есть подобные споры между отдельными фотографами. Как передавать на своих фотографиях реальность? Следует ли пытаться уместить в формат фотографии весь объект или снимаемую сцену, или можно передать представление об объекте через его детали? Я не буду навязывать вам свою точку зрения, скажу лишь, что съемка с близкого расстояния дает в большинстве случаев более выразительные результаты, чем съемка издали всего объекта в целом. Это и понятно, с большего расстояния уменьшается количество деталей, различимых на объекте. Нашему мировоззрению более привычно рассматривать предметы, расположенные ближе к нам. Именно поэтому более окрашенные, контрастные и занимающие большую часть кадра объекты всегда притягивают наше внимание, поскольку это позволяет видеть детали изображения и по ним восстанавливать картину в целом. Наш мозг устроен так, что он из малых деталей мысленно достраивает представление о целом.

Однако я бы посоветовал вам первое время делать как фотографии крупным планом отдельных деталей предметов, так и фотографии с удаления, например при разной степени зумирования объектива. Потом, при выборе итогового снимка, вы выберете удачные снимки, ракурс или съемочный план. По сути, этот прием аналогичен «экспозиционной вилке», но только в отношении композиции.

Что касается съемки крупным планом, то это простой и эффективный путь сделать ваш снимок лучше. Когда фотография почти полностью заполнена одним объектом, вам не надо искать смысловой центр, он прямо перед вами. Вы можете сосредоточиться на его созерцании. Поговорим о технической стороне этого приема. Сделать это можно с помощью телеобъектива с большим фокусным расстоянием, однако не следует злоупотреблять длиннофокусными объективами. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем выше риск получения «смазанного» изображения из-за недостаточной скорости затвора и чувствительности фоторегистрирующего материала. То есть, чем больше фокусное расстояние объектива, тем выше должна быть скорость затвора, чтобы изображение получилось резким, что в свою очередь ведет к применению более светосильных объективов, а это, в свою очередь, ведет к зернистости изображения или шуму на цифровых камерах (за счет усиления светодиодной матрицы растет паразитный шум от теплового излучения или других электронных помех). Не лишними также будут удлинительные кольца, которые позволят снимать объекты с близкого расстояния, что позволит вам подойти вплотную к объекту съемки. А если вы не располагаете большим длиннофокусным объективом, возможно, вы обратите внимание на экстендеры — оптические приставки, увеличивающие фокусное расстояние стандартных объективов в 1,4 или 2 раза.

Но как быть, если у вас пока есть только стандартный объектив (скажем, 45 мм). И в этом случае вы можете воспользоваться приемом заполнения кадра объектом съемки. Для этого достаточно выставить на шкале расстояний минимальное или близкое к минимальному фокусное расстояние. В отличие от техники съемки зум-объективом, вам придется подходить к объекту или отходить от него, пока он не станет резким. Кстати, тот же прием с успехом применяется при макрофотографии.