Fantastic Factory

Съемка из движущегося транспорта

Самое дурацкое занятие, которое можно себе придумать на отдыхе, — это бесплатная поездка на автобусе, которую вам может предложить отель или ваша принимающая туристическая компания. Под видом обещания посетить достопримечательности вас завезут в ближайший торговый центр, где вы потеряете кучу времени на просмотр «последней модной коллекции», пошитой в соседнем подвальчике. Подумайте хорошенько, а оно вам надо? Уверяю вас, что до любого интересного места можно добраться общественным транспортом за пару долларов и насладиться обещанным видом ровно столько, сколько вам нужно, выбрать те точки съемки, которые наиболее хорошо будут предавать вид местности, где вы оказались. Все-таки, отправляясь в самостоятельную поездку, не забудьте предупредить портье вашей гостиницы, чтобы если вы где-нибудь застрянете, вас все же можно было отыскать.

Если же вы оказались в автобусе, не стоит отчаиваться, вполне возможно получить сносные фотографии проносящихся мимо вас видов. Для этого вам нужна лишь высокочувствительная пленка 800–400 единиц и определенные навыки, которые позволят вам снимать довольно сносные кадры.

Выбирайте место в автобусе с той стороны, где не будет светить солнце, т. е. с теневой стороны. Предпочтение следует отдавать местам в середине автобуса. При этом выбирайте место с таким расчетом, чтобы перед вами было целое окно, а не его половина, разделенная железной стойкой.

Снять блики при фотографировании через окно автобуса позволит поляризационный фильтр. Однако если вы вдруг в видоискателе заметите радужную пленку на стекле, знайте, оно оклеено поляризующей пленкой, что иногда практикуется в южных странах. В этом случае практичнее снимать без поляризационного фильтра.

При этом максимально приблизьте фотоаппарат к стеклу, но не прижимайте к нему, иначе вибрация мотора предастся на камеру, что приведет к смазанным снимкам, а при наезде на кочку совершенно реально «расколошматить» объектив. Я бы еще предварительно протер окно бумажной салфеткой, чтобы стереть отпечатки пальцев ваших предшественников. При этом обратите внимание, чтобы вспышка была отключена на вашей камере, а то вы рискуете снять блик на окне от вспышки. Фокусируйте свою камеру на объекты, находящиеся от вас на расстоянии более 20–30 метров. При необходимости, перейдите на режим ручной фокусировки объектива, например, если вы снимаете полосатый объект или расположенный за решеткой. Выдержку при съемке в движение следует установить не длиннее 1/250 с, оптимально, если выдержка будет 1/500 или 1/1000 с, если позволяет установленная чувствительность и общая освещенность.

Очень интересные фотографии всех ваших попутчиков можно сделать с помощью длиннофокусного объектива, сняв крупным планом зеркало заднего вида, которое позволит вам получить широкоугольную панораму внутренностей автобуса или машины.

При фотографировании в поездке чаще обращайте внимание на экспонометрические параметры, выводящиеся в видоискатель вашей SLR-камеры. Помните о глубине резко изображаемого пространства. Постарайтесь исключить из композиции лишние предметы, старайтесь заполнять поле кадра крупными и понятными объектами — это улучшает восприятие ваших фотографий. Избегайте деревьев, проводов и столбов за фотографируемыми людьми, иначе вы рисуете получить столб, торчащий из середины головы вашего друга, не думаю, что он порадуется такому снимку.

Восприятие ваших фотографий будет зависеть и от точки съемки, попробуйте разные точки съемки. Верхние и нижние точки съемки позволят вам снять друзей на естественном фоне неба или земли. Только если в качестве фона вы выберете небо, не забудьте об экспонометрической ошибке и задайте поправку +1–2 ступени.

Не фотографируйте ваших друзей слишком далеко от себя, с помощью репетира диафрагмы можно проверить, насколько резко получится ваш друг и фон, на котором вы его снимите. Старайтесь, чтобы на итоговом снимке можно было отчетливо разглядеть лицо снимаемого человека, старайтесь получить так называемый «голливудский план», достаточно крупно снятое лицо, улыбающееся широкой улыбкой.

Тот же прием иногда интересно применять, когда вы хотите передать объем снимаемой сцены, в этом случае передний план своего снимка пытайтесь превратить в естественную рамку для своего снимка.

Чаще пользуйтесь режимом брекетинга, это позволит вам получать снимки с недодержкой и передержкой, из которых вы сможете выбрать наиболее удачный снимок, наиболее хорошо передающий ваше настроение. Однако при этом поставьте ступень брекетинга 1 или 1,5. Значение 0,5 фотографической ступени недостаточно для любительских фотографий, чтобы почувствовать разницу. Такой режим более уместен для фотографов, снимающих на слайд, хотя в ваших камерах он выставляется по умолчанию.