Fantastic Factory


Отец русского фоторепортажа


У Карла Карловича Буллы было немало титулов: почётный гражданин Санкт-Петербурга, фотограф Министерства Императорского двора и Управления Санкт-Петербургского градоначальника, фотограф Его Величества короля Италии и, наконец, неофициальный, но самый значительный титул, прославивший имя мастера, — отец русского фоторепортажа!

 Отец русского фоторепортажа
Карл Карлович Булла


Корни рода Буллы гнездятся в Пруссии, где 26 февраля 1855 года в купеческой семье родился Карл. Ещё мальчишкой родители привезли его Петербург и будущий великий фотограф начал работать посыльным в фирме «Дюнант», производившей фотографические принадлежности. Однако Карл успевал не только выполнять свои прямые обязанности, но и присматривался к производству.

В то время фотография, или как говорили в России, светопись, была уже достаточно хорошо освоена и стала привычной. Поэтому Карлу не пришлось начинать всё с нуля. Совсем молодым человеком он начал самостоятельнс дело, открыв на Невском проспекте доме №110 небольшую лабораторию по производству сухих броможелатиновых фотопластинок.

Прошло ещё немного времени и Карл Карлович открывает в Петербурге, на Садовой улице в доме №61, собственное фотоателье. В столице существовало немало фотографических ателье поэтому новому фотографу предстоял нешуточная борьба за существование. Молодой человек сумел быстро добиться замечательных успехов, и его фотеателье получило в Петербурге большую известность.

Основоположник фоторепортажа

Карл Карлович, твёрдо обосновавшись в России, обратился в Министерство внутренних дел с просьбой принять его в русское подданство. Просьба был, удовлетворена, положение модного фотографа стало ещё прочнее. Но с ростом мастерства Булла перестал довольствоваться одной только павильонной съёмкой. Он обратился к городским властям за разрешением фотографировать на улицах и в окрестностях столицы, а так же в различных помещениях. И такое разрешение в 1886 году он получил.

Жизнь огромного города давала обильный материал для фоторепортажей. Можно лишь удивляться тому, кaк Булла и его помощники с громоздкой фотоаппаратурой успевали появляться на различных съездах, встречах с иностранными политическими деятелями полётах воздухоплавателей, юбилейных торжествах, спортивных состязаниях и даже на местах совершения террористических актов.

В рекламном листке Карла Буллы сообщалось, что он фотографирует «всякие архитектурные предметы, дома, фабрики мастерские с машинами, железные дороги, памятники, магазины, различные сцены и типы, лошадей, собак и других животных».

Фотоаппарат Карла Буллы навечно запечатлевал и царствующих особ, и простых людей, торжественные и будничные, трагические и страшные события вроде пожаров и убийств, одним словом, — жизнь столицы России со всеми её светлыми и темными сторонами. Булла стал официальным фотографом многих учреждений и обществ.
Фотографии с видами города можно было приобрести прямо в ателье Карла Карловича. Множество репортажных снимков с подписью «фото К.К. Буллы» публиковались в самых известных журналах и газетах не только отечественных, но и зарубежных.

К началу 20-го века значительно вырос уровень полиграфии. Появилась возможность печатать фотографии одновременно с текстом. С 1887 года фотографии Буллы стали появляться в самом знаменитом журнале тех времён — «Нива». Когда же в 1894 году Министерство внутренних дел разрешило печатать «бланки открытых писем частного изготовления», иначе говоря, почтовые открытки. Булла быстро основал специальную типографию для их производства. А в 1904 году произошло событие, которое ещё выше подняло авторитет выдающегося фотографа: он снял портрет самого царя Николая II!

Таинственный отъезд

Тогда же Карл Карлович получил особое свидетельство от Главного морского штаба, разрешающее производить съёмку «во время манёвров, смотров, учений, спуска и закладки боевых кораблей и вообще всех событий, касающихся морской жизни». Подобное же свидетельство было выдано ему и Главным штабом военного министерства. Теперь мастеру разрешалось «производить фотографические съёмки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа». Булла приобрёл помещение на Невском проспекте в доме №54 и обставил его с купеческой роскошью. Доход фирмы Карла Буллы достиг огромной для того времени суммы — 250 тысяч рублей в год!

В рекламном объявлении 1912 года сообщалось: «Старейший фотограф К.К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает всё, в чём только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днём, так и во всякое вечер неё время, при своём искусственном освещении». Надо сказать, что несмотря на беспрецедентную популярность фотомастера, даже самым дотошным историкам далеко не всё известно о нём и о его жизни.

Особенно тёмный период приходится на смутные годы. Никто точно не знает, когда Булла покинул Петербург: в 1916, 1917 году или позже. Неизвестно, почему Булла, находясь на вершине успеха, уехал в Эстонию, на остров Сааремаа. Некоторые объясняют этот неожиданный отъезд разладом в семье. Но это лишь предположение.

Узники ГУЛАГа

На острове Сааремаа Карл Карлович продолжал снимать этнографический материал и обучал желающих фотографическому делу. На этом острове в 1929 году он и скончался.

Карл Булла был основателем фотографической династии. Профессиональными фотографами стали и его сыновья Виктор и Александр. В 1904 году Виктор Булла отправился фоторепортёром на Дальний Восток, где тогда гремела Русско-японская война, и с риском для жизни вёл съёмку боёв и фронтовых сцен.

Судьба Виктора сложилась трагически. В 1938 году после командировки в Германию для закупки новой фотоаппаратуры он был арестован по ложному доносу ретушёра своего ателье. Его обвинили в шпионаже. Долгое время считалось, что Виктор Булла умер от неизлечимой болезни в лагере. На самом же деле, как удалось установить, он был расстрелян.

Его брат Александр тоже попал в ГУЛАГ, на строительство Беломорканала. Правда, ему посчастливилось вернуться домой, но с окончательно подорванным здоровьем. Он поселился у своей единственной дочери и доживал свой век, борясь с болезнями.

Фотографическое наследие семьи Буллы — огромно. Только в одном Центральном государственном архиве кино-фотофонодокументов хранится около 200000 стеклянных негативов, сделанных династией Буллы, — поистине бесценное сокровище!

Геннадий Черненко

Источник




На главную