Самосветящиеся объекты съемки

Съемка освещенных сзади или светящихся предметов имеет много общего с репродуцированием диапозитивов. Экспозиция должна быть выбрана такой, чтобы зарегистрировать сюжет в яркости, которая обеспечит его правильное воспроизведение. Для осветительной лампы это будет зона самых ярких светов на шкале тоновоспроизведения пленки; для неоновой рекламы эта яркость должна быть лишь немного интенсивнее среднего тона.

При съемке ночной улицы с множеством светящихся надписей требуется выбор такой экспозиции, чтобы были проработаны детали этих надписей пусть даже ценой едва намеченной передачи деталей остальной части изображения.

Прямой отсчет экспозиции в отраженном свете для объектов такого рода является недостаточно точным. Чтобы передать, например, на обращаемой пленке лист освещенного сзади плексигласа действительно белым, отсчет экспозиции, полученный по измерению яркости передней поверхности этого листа, нужно увеличить на три ступени диафрагмы (). Чтобы передать всю гамму тонов, увеличение экспозиции для большинства фотопленок («Эктахром», «Вериколор») должно составлять около 2,3 ступеней диафрагмы. Если в экспонометрические показания не вносить коррективы, объект будет воспроизведен как среднесерый тон (соответствующий 18%-ному коэффициенту отражения).

Когда объект съемки просвечивается насквозь, как, например, флаконы духов, расположенные на «световом столе», наилучшим способом определения правильной экспозиции является способ с применением серой карты и второго источника света. Карту помещают на место объекта и освещают отраженным светом, причем источник света перемещается до тех пор, пока серый тон не будет выглядеть естественным.

Затем просвечивающий свет выключают и делают отсчет экспозиции по отраженному свету от серой карты, причем этот отсчет не искажается случайным задним светом. Подобную же процедуру можно осуществлять и в контролируемых студийных условиях освещения при определении экспозиции для неоновых вывесок, флюоресцирующих в ультрафиолетовом излучении красок, а также любых объектов, которые излучают, а не отражают свет. Серую карту размещают рядом с объектом и освещают локализованным источником; обычная бытовая осветительная лампа в рефлекторе с картонным «носом» вполне подходит для этих целей. Источник света подносят ближе, пока освещаемый предмет не станет по тону соответствовать серой карте, и необходимое значение экспозиции измеряют по яркости карты. При съемке светящихся объектов количество света, добавляемое с места расположения фотоаппарата, определяет деталировку окружающих теней. На сам объект это освещение не влияет, так как, как правило, он прозрачен.

Рассмотрим в качестве примера электронное устройство, которое имеет светодиодный дисплей или экран видеодисплея. Основной объект должен быть снят при свете электронной вспышки, но при этом необходимо дать и дополнительную экспозицию в полной темноте, чтобы запечатлеть освещенную часть устройства. Чтобы найти в этом случае правильную экспозицию, моделирующие источники света регулируются таким образом, чтобы дисплей казался ярче, чем общее освещение. Измерение суммарной освещенности в отраженном свете позволяет определить для этих условий правильную экспозицию и правильное воспроизведение дисплея или экрана. При съемке экрана видеодисплея нужно избегать прямого освещения поверхности экрана, так как она серая. На комбинированном снимке не будет воспроизведен полный контраст, если на экран попадет основное освещение.

Предполагая, что измеренное значение экспозиции для съемки дисплея составляет 1 с при диафрагме 11, можно сделать выбор между одновременной экспозицией, обеспечиваемой вспышкой и длительной выдержкой, или же между двумя отдельными экспозициями1. Так как при работе большинства затворов вспышка срабатывает в начальный момент длительной выдержки, удобно использовать одновременную экспозицию, так как при этом меньше опасность сдвига камеры. Чтобы фотографировать таким образом, вспышку нужно отрегулировать или установить так, чтобы она требовала съемки со значением диафрагмы 11. Если же вспышка настолько мощна, что даже при минимальной мощности ее срабатывания требуется диафрагма 32, лучше снимать с двумя отдельными экспозициями. Но это можно делать, если объектив сфокусирован точно на освещенном дисплее; когда диафрагма изменяется от 32 до 11, точные размеры изображения могут частично измениться и это может вызвать сдвиг положения второго изображения, достаточный для того, чтобы казалось, что была сдвинута вся камера. Это справедливо только для деталей, которые находятся вне плоскости точной фокусировки; резко сфокусированные детали изображения остаются неизменными при изменении диафрагмы во всех случаях, если только не используются самые простые и дешевые объективы.