Многократная экспозиция с окрашенным освещением

Правила, которыми руководствуются при многократном экспонировании с использованием окрашенных в разные цвета источников света или цветных светофильтров, подобны тем, которые следуют при смешивании излучений разного цвета. Там, где накладываются друг на друга дополнительные цвета, большинство цветов в смеси исчезает. Зеленый и пурпурно-красный, будучи в отдельности очень яркими цветами, суммируясь при многократной экспозиции, дают грязно-белый цвет. Если использовать набор фильтров, сбалансированных таким образом, что они обеспечивают получение хорошо смешанного белого цвета, и при этом применять правильно рассчитанную экспозицию, вся сцена будет выглядеть нейтральной, и только участки, которые перемещались между экспозициями, окажутся окрашенными в различные цвета. Для разделения цветов в цветном позитивном процессе обычно используется набор фильтров, называемый «трайколор» и состоящий из красного, синего и зеленого светофильтров1. Фильтры для двухцветного разделения обычно бывают зеленые и оранжевые, но они не обеспечивают хорошего нейтрального эффекта. Вы можете сделать также две экспозиции: одну с конверсионным светофильтром, предназначенным для перехода от источника типа А к источнику типа D. а другую с фильтром для перехода от источника типа D к источнику типа А.

Эффект многократного экспонирования, достигаемый оптическими методами с использованием призмы для перекрывания изображения, а не методом отдельных экспозиций. В этом случае одна грань призмы , окрашена в желтый цвет, а предметы съемки - трубки для пипеток, размещенные на стеклянном столе с черным основанием, - освещены насыщенным синим и красным светом. (С разрешения фирмы «Wragby Plastics».) Дэвид Килпатрик.