Несбалансированность тонов объекта

Вторая важная причина появления очевидного «светового» несоответствия - несбалансированность тональностей в сюжете. Она может быть обусловлена либо общим уклоном в сторону темных или светлых тонов, либо стратегически ошибочными зонами, которые не соответствуют системе измерения экспозиции фотоаппарата. Это относится к среднему или интегрированному замеру. Экспонометр рассчитан на сюжет, имеющий в целом средне-серый тон с коэффициентом отражения 18%, но по практическим соображениям его поле чувствительности ограничено. Встроенный в камеру экспонометр может, например, давать 60% своего показания от центра кадра с зоной измерения, вытянутой к нижней части видоискателя, и всего 40% от краев с постепенным схождением чувствительности в этих зонах на нет.

Если весь сюжет съемки светлый (снег) или темный (гранитные скалы), то, как мы уже видели, потребуется коррекция экспозиции, если мы хотим, чтобы результаты напоминали оригинал. Когда на наиболее чувствительные области зоны измерения экспонометра фотоаппарата попадают аномальные по тону участки, наблюдаются подобные отклонения, но выявить их значительно труднее. Наиболее существенные отклонения от правильной экспозиции возникают в том случае, когда в зону максимальной чувствительности экспонометра в кадре попадает небольшой, но яркий источник света. Видеокамеры в меньшей степени «страдают» в такой ситуации, поскольку их экспозиция управляется с помощью интегрированного электронного сигнала с передающей трубки. Но при панорамировании сцены при киносъемках подобная ситуация может привести к неожиданной резкой недодержке, если яркий световой блик или источник света пройдет через зону наивысшей чувствительности.