Поглощающие панели

«Черные рефлекторы» стали популярны при телевизионных репортажах, фотосъемках. В киноиндустрии они применяются в течение многих лет и получили название французских флагов». Их не следует путать с "гобо"-затенителями, которые представляют собой аналогичные черные листы, устанавливаемые между источниками света и объективом камеры для предотвращения случайных бликов в объективе.

Поглощающие панели устанавливаются аналогично рефлекторам, но оказывают противоположное действие. Лучшие материалы для изготовления поглощающих панелей - черная саржа, черный вельвет и черный искусственный мех с Коротким ворсом. Матовые черные панели отражают значительно больше света, чем вы можете себе представить. Черные панели бывают двухсторонними и имеют белую отражающую сторону. При использовании на наиболее освещенной стороне объекта черные панели оказывают весьма слабое влияние, если они не перекрывают существенные отражающие поверхности. На теневой стороне такие панели сгущают тени. Размешать поглощающие панели значительно труднее, чем белые рефлекторы, поскольку их влияние менее заметно для глаза. Однако принципы остаются прежними - поглощающий эффект также определяется расстоянием,

Приведем примеры использования черных панелей Простейший из них - это съемка портрета на открытом воздухе в пасмурный день при монотонном белом небе. Одна черная панель размещается (вне кадра) с одной стороны лица модели, а вторая панель – над ее головой. Боковая панель создаст особый отсвет, имеющий направленный характер. Верхняя панель подавляет неприятный эффект верхнего света, заключающийся в чрезмерном освещении волос и в особенности облысевшей головы, а также устраняет глубокие тени под глазами.

Второй пример применения поглощающих панелей - выполнение полноразмерной фотографии модной одежды, когда необходимо подчеркнуть очень, длинное узкое платье или линию ног. Модель просят встать между двумя не попадающими в кадр вертикальными черными панелями размером 2x1 м расположенными несколько позади нее, с поверхностями, обращенными к ней. В результате образуются теневые линии на боковых сторонах туловища, лица и ног, что подчеркивает стройность и форму фигуры.

Наконец, при съёмке натюрмортов на открытом воздухе как при солнечном свете, так и в пасмурный день, бывает полезно подвесить черную панель над объектом съёмки таким образом, чтобы прямой свет от неба или солнца не попадал на него Разница между экранированным и неэкранированным верхним освещением значительна. Направление освещения можно регулировать, как и при съемке портрета, с помощью боковой панели.

Рассмотренный набор панелей можно также дополнить рефлекторами, которые обычно располагают вблизи съемочной камеры, для восполнения недостатка освещения Продуманное размещение светлых и темных панелей позволяет добиться совершенно нового характера освещения при сплошной облачности.

Аналогичным образом можно использовать естественные объекты. Фотографам, специализирующимся на съёмке свадебных церемоний, давно известно, что жених и невеста, стоящие на портике церкви при открытых дверях, будут эффектно освещены даже в дождливый день. Темные стены и крыша портика, действуют подобно трем черным панелям, и новобрачные фактически освещены своеобразным источником света, образованным дверным проемом Освещение фронтальное и достаточно слабое. Подробно описать все возможные ситуации невозможно. Если поэкспериментировать с черными листами (желательно обтянутыми вельветом), можно убедиться, какое обилие возможностей предоставляет этот метод «отрицательного» освещения.

Яркие блики и темные тени на изображении набора фотообъективов получены с помощью панелей из белого плексигласа и черных панелей, установленных вокруг этого натюрморта Андреас Фогт (студия А1)